Нормативное регулирование электронного документооборота и управления документацией
Особенности управления документами и нормативного регулирования электронного документооборота в США
Система управления документацией в современных США – это результат длительного исторического развития, на ход которого оказывали влияние различные факторы.
Первым из таких факторов являлось влияние многих культур.
Вторым фактором являлся постоянный рост количества документов и затрат, связанных с их обработкой. Эта тенденция сохраняется до настоящего времени. По данным ВНИИДАД, только на начало 90-х годов федеральное правительство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем.
Третьим фактором, определяющим развитие системы документации, является высокий уровень автоматизации информационных процессов. Определенное влияние на развитие процессов работы с документами оказал и тот факт, что в США позднее, чем в других странах, была создана архивная служба. Только лишь в 1934 году, когда Национальный архив США стал специальным учреждением, ответственным за сбор и хранение документов правительственных органов, стал решаться вопрос об уничтожении документов[17].
Немаловажным фактором было также внимание, уделявшееся управлению документацией со стороны правительства и общественности. Практическим воплощением этого внимания являлась разработка и совершенствование специального законодательства, регламентирующего работу с документами. По мере того, как формировалось общественное мнение о роли документов в управлении, предпринимались попытки организационно оформить и юридически закрепить как особую функцию государства и его органов деятельность, связанную с созданием, использованием и хранением документов. Такая деятельность получила название управление документацией.
Под документами в США понимаются записи на любых носителях независимо от физической формы и содержания, созданные или полученные любым ведомством США в порядке исполнения федерального закона или в связи с совершенствованием деловых операций и передаваемые на хранение ведомством или его юридическим законным приемником в качестве свидетельства организационной структуры, функций, политики, процессов работы или в силу информационной ценности, заключающейся в них.
Под управлением документацией на начальном этапе понималось следующее:
§ создание и использование документов и их бланков;
§ разработка систем регистрации и каталогизации, обеспечивающих быстрый доступ к информации, содержащейся в документах;
§ использование современной техники накопления информации и ее хранения;
§ микрофильмирование отдельных документов в целях безопасности, быстрого доступа, ликвидации огромного количества бумажных документов.
Национальный архив и службы документации представлял собой сложный комплекс, в который входили:
§ национальный архив;
§ отдел управления документацией;
§ отдел президентских библиотек;
§ отдел федеральных центров документации;
§ отдел федерального регистра.
Закон «О федеральных документах» 1950 года обязал ведомства разрабатывать специальные программы управления документацией.
Основными элементами таких систем являлись:
§ создание документов (составление форм документов и их обработка, создание информационных систем и применение современной информационной технологии);
§ хранение и использование информации (формирование дел, создание систем поиска документов, управление файлами и телекоммуникациями, выбор копировальной техники, развитие программ работы с ценными документами);
§ передача документов в архив;
§ управление архивами.
В Законе «Об управлении документацией» сформулированы цели управления документацией:
§ точная и полная информация, касающаяся политических действий и мероприятий федерального правительства;
§ контроль качества документов, составленных федеральным правительством, и их количества с целью предотвращения создания ненужных документов;
§ упрощение систем и процессов составления документов, а также их хранения и использования;
§ обеспечение сохранности и установление порядка распоряжения документами.
11 декабря 1980 года рассмотрен на заседании Конгресса и затем утвержден президентом в качестве федерального Закон «О сокращении объема работы с документами». Общая цель Закона – сократить объем работы с документами и повысить экономию и эффективность работы правительства и частного сектора путем совершенствования политики в области федеральной информации.
В соответствии с законом общее руководство управлением информационными ресурсами в США осуществляет Административно-бюджетное управление (АБУ).
Задача создания и законодательного закрепления системы управления документами вначале ориентировалась на центральные органы. Но уже с 80-х годов внимание федерального правительства и федеральных штатов все больше стало обращаться на документы местных органов. В 1987 году принят Закон «О документах местного правительства», определявший значение документов: