Кадровая политика образовательного учреждения на современном этапе
Сегодня, когда статус учителя, педагога имеет очень низкий социальный уровень при руководстве образовательным учреждением остро стоит проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров. Ограниченность материальных и социальных гарантий от государства не позволяет ограничиться одной печальной констатацией этой проблемы. Руководитель образовательного учреждения вынужден самостоятельно искать пути для ее решения, не только оперируя средствами из директорского фонда, но и создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, в том числе заботясь о морально-психологических и валеологических факторах стабильности школьного коллектива.
В итоге менеджер образовательного учреждения должен уметь:
формировать команду единомышленников (растить школу как корпорацию);
обеспечивать оптимальные условия для самореализации детей и взрослых;
стимулировать творческую деятельность, поддерживать инициативу;
делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;
привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования;
задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;
выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы;
заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса школы;
внедрять высокие технологии в управленческие процессы.
Современный руководитель школы - это не администратор, который умеет давать распоряжения и нагоняи + доводить до сведения точку зрения вышестоящего начальства. Это, скорее, дирижер в оркестре, где каждый играет свою партию. При таком подходе к управлению исчезает вертикальная модель, жесткая система должностей - появляется диапазон новых компетенций, свобода маневра, осознанность и согласованность действий. Значит, возникает мощный ресурс развития корпоративной культуры. Передовые школы могут стать "островками" корпоративного духа, с которых и начнется реальное становление российской системы образования как духовной общности и стратегического партнерства.
В системе образования меняется представление о профессионализме. Как и многие современные предприятия, школа сегодня предпочитает не узкого специалиста-исполнителя, знающего свой предмет "от и до", а педагога, способного решать междисциплинарные задачи и регулировать человеческие отношения, активного коммуникатора, обладающего целым набором ключевых компетенций. Каждый сотрудник представляет свою фирму; каждый учитель участвует в строительстве школьного мира.
Тем самым конкурсные условия для приема на работу в образовательные учреждения принципиально меняются, выдвигаются иные требования, среди которых не последнюю роль играют способность продуктивно общаться, готовность самосовершенствоваться, инициативность и умение работать в команде.
Разумеется, эти качества нуждаются в стимуляции и поддержке. Современный руководитель образовательного учреждения должен иметь в своем арсенале ряд мер, гарантирующих работникам корпоративную поддержку, сформировав так называемый "социальный портфель педагога". Социальный портфель может состоять из двух частей. Первая включает различные льготы и компенсационные выплаты, дотации и т.п. Например:
Бесплатный обед;
Компенсация обучения детей сотрудников;
Дотация на проездной билет;
Доступ в интернет и электронная почта;
Доступ к корпоративным информационным ресурсам учреждения;
Поддержка повышения квалификации;
Обучение работе на компьютере;
Медицинское обеспечение и страхование;
Корпоративные подарки;
Предоставление беспроцентных ссуд и др.
Вторая часть предполагает оптимизацию условий труда:
поддержка инициатив (научно-методическая, организационная и финансовая);
проведение учебных и методических семинаров, практикумов, тренингов;
организация процесса повышения квалификации и получения дополнительных профессиональных компетенций;
оснащение рабочего места;
корпоративная сеть на основе "интранет-интернет" технологий;
обеспечение доступа к базам данных (Гарант, Скайнет и др.);
обеспечение периодическими изданиями;
обеспечение специальной литературой и др.
Помимо "социального портфеля", необходимо выстроить систему эмоционально-психологической и валеологической поддержки педагогов и сотрудников, куда может входить:
психологическое и психотерапевтическое консультирование (индивидуальное и групповое);
тренинги общения и деловые игры;
цикл школьных праздников и традиций;
поздравления;
организация театральной труппы и шоу-группы педагогов;
организация групповых занятий шейпингом, аэробикой и др. (смешанные группы "учителя-родители");
экскурсионные, концертные и развлекательные программы и др.