Организации оптовой торговли федерального и регионального значения и их роль на потребительском рынке товаров и услуг
В экономической литературе в настоящее время активно и широко обсуждаются проблемы оптимизации путей перехода России к рыночным отношениям, совершенствования направлений и методов проведения экономических реформ, минимизации социальных издержек, "цены" проводимых преобразованный.
Изучая проблемы реформирования экономики России и ее отдельных регионов, нельзя оставить без внимания такой важный элемент любого регионального экономического комплекса, каким является региональный потребительский рынок. На региональном потребительском рынке население приобретает товары для удовлетворения своих основных жизненных потребностей, обменивая (доходы на продовольственные и непродовольственные товары, различные виды услуг. Именно от состояния потребительского рынка, уровня цен на важнейшие товары и услуги, ассортимента и качества предлагаемых покупателям изделий зависит повседневная жизнь населения, характер восприятия им проводимых в России экономических и политических реформ.
Потребительский рынок является сферой непосредственного экономического воздействия на человека и фактором политической стабильности в обществе. Поэтому любые политические и экономические трудности наиболее быстро и остро отражаются на состоянии потребительского рынка и, наоборот. Сбалансированность потребительского рынка по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров не только является необходимой составляющей эффективно работающей экономики, но и основой оценки общего уровня качества жизни населения.
Для полного и правильного определения сущности регионального потребительского рынка как научной категории необходимо рассмотреть более общие исходные понятия - рынок и потребительский рынок. Идеология рыночной экономики складывалась в течение нескольких столетий и, естественно, эволюционировала по мере изменения и развития общественных производительных сил и производственных отношений. Соответственно менялся и понятийный аппарат, в том числе дефиниции рынка вообще и потребительского рынка, в частности. Для избранной темы исследования важен период новейшей истории и научные взгляды на потребительский рынок, сформировавшиеся в последние десятилетия.
Трактовка рынка как экономической категории характеризуются в настоящее время большим разнообразием мнений, хотя за их основу взят процесс купли-продажи.
Обобщая существующие в современной экономической литературе определения рынка, можно свести их в следующие группы:
- рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров;
- рынок - совокупность покупателей товаров и услуг, как существующих, так и потенциальных;
- рынок - саморегулируемая система вступающих в экономические отношения субъектов, обеспечивающая создание условий для расширенного воспроизводства.
В национальной экономике действует взаимосвязанная система рынков различного типа, обеспечивающих кругооборот и воспроизводство различных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, информационных и др. Одним из таких рынков является и потребительский рынок.
Важнейшими элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение, находящиеся в постоянном и сложном взаимодействии. На потребительском рынке подавляющая часть личных потребностей предстает в форме платежеспособного спроса, т.е. спроса, обеспеченного суммой денежных средств у населения, которые могут быть направлены им на приобретение потребительских товаров и платных услуг.
Спрос не тождествен потребности, в том числе и личной. Кроме того, не все потребности населения (или личные) принимают форму платежеспособного спроса и удовлетворяются посредством рынка. Например, потребности в сельскохозяйственных продуктах могут удовлетворяться за счет собственного производства в фермерском, подсобном или домашнем хозяйстве. Платежеспособный спрос - чрезвычайно подвижная рыночная категория, в формировании которой определяющая роль принадлежит таким экономическим факторам, как размер денежных доходов, уровень розничных цен (тарифов).
Платежеспособному спросу на рынке противостоит товарное предложение, через которое проявляются возможности общественного производства с его структурой и объемами вырабатываемой продукции. Спрос и предложение связаны между собой ценой и вместе с ней образуют рыночный механизм купли-продажи. При этом предложение находится в прямой зависимости от цены, а спрос - в обратной.