Проектирование и корректировка моделей организационного поведения работников объекта исследования
Ошибки, совершаемые руководителем при прямом воздействии на подчиненного, более очевидны, «вылезают» почти сразу же. Одно плохо — их тоже много. Например:
- стереотипная реакция («Это на вас похоже! Здесь ни на кого нельзя положиться!»);
- поспешное решение под воздействием аффекта («Вы уволены!»);
- принятие решения без осмысления ситуации («Почему вы сидите без дела?» — А может быть, человеку плохо, или он только что закончил трудное задание);
- недостаточный учет последствий предпринимаемых действий.
У подчиненных возникает чувство досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
- за ошибки одного отвечает другой;
- решение принимается без участия сотрудника;
- разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;
- руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди подчиненных;
- от исполнителя скрывается важная для него информация;
- работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;
- руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику;
- поощрения за труд одного работника достаются другому;
- уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные и т. д.
Таким образом, работа руководителя над собой должна носить полноценный характер, то есть должны охватываться все стороны (не только личностные качества).
Но для развития способности принимать на себя ответственность можно порекомендовать выполнение следующих довольно простых упражнений.
1. Произнесите поочередно по три фразы, начиная их со слов: «Я должен .». Затем замените первую часть каждой фразы словами: «Я предпочитаю .»
2. На следующем этапе произнесите по три фразы поочередно, начиная со слов: «Я не могу .», а далее скажите то же самое, но используя начало: «Я не хочу .»
3. На третьем этапе начните со слов: «Мне надо .» три фразы, а потом замените фразу словами: «Я хочу .»
4. Четвертый этап заключается в произнесении трех фраз, начиная со слов: «Я боюсь, что .» и замене их потом на слова: «Я хотел бы .»
Эти простые упражнения не являются, конечно, панацеей, но они способствуют развитию понимания ответственности.
Руководство (или лидерство) в формальной организации осуществляется субъектом (руководителем), который наделен определенной властью.
Власть определяется как возможность влиять на поведение других людей.
С понятием «власть» связано понятие властные полномочия. Это объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.
В теории менеджмента существует не один подход к проблеме лидерства (руководства):
1. подход с позиции личных качеств лидера, согласно которому эффективные руководители обладают определенным набором личных качеств. Сформировав в себе эти качества, можно стать эффективным руководителем;
2. поведенческий подход, который основной акцент делает на определение наиболее эффективного поведения лидера, стиля руководства;
3. ситуационный, в рамках, которого ученые пытаются определить, какое поведение и личные качества лучше всего соответствуют определенным ситуациям.
Приведем основные положения теории личных качеств, которую разработал У. Беннисом:
1. Управление вниманием — способность лидера представить результат деятельности так, чтобы это было привлекательным для других.