Требования к менеджерам исследовательского типа
Таким образом, обобщая сказанное можно утверждать, что менеджеры исследовательского типа в подавляющем большинстве случаев, должны соответствовать следующим основным требованиям:
профессиональной компетентности в области исследования СУ;
креативности (умение решать творческие задачи);
научной интуиции;
заинтересованности в объективных результатах исследовательской работы;
деловитости (оперативность, собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативность, независимость суждений, мотивированность действий);
психологической устойчивости;
объективности;
нонконформизма.
В соответствии с этими требованиями, менеджер исследовательского типа должен обладать необходимыми свойствами: целеустремленность, профессиональная компетентность, объективность, настойчивость, рациональность, уверенность, любопытство, любознательность, аттрактивность, экономность, оперативность, простата, сопереживание, самооценка, предвидение и научная интуиция, доверие, законопослушность, добросовестность и др.
Характеристика этих свойств приведена в таблице (см. Приложение А).
К другим свойствам, также необходимым менеджеру исследовательского типа, можно отнести:
способность проблемно и системно мыслить;
авторитетность (соответствие ожидаемым результатам);
аналитичность;
антиномичность (умение воспринимать, принимать, понимать и использовать другие точки зрения отличные от собственных или даже противоположные им);
безинерционность мышления;
доброжелательность;
здравомыслие;
имитационность (умение имитировать);
инициативность (внутреннее стремление к новому);
инновационность мышления;
восприятие общечеловеческих ценностей;
общий кругозор и эрудиция;
оригинальность мышления и логичность;
научная корректность;
научный кругозор;
общий культурный уровень;
открытость;
интеллектуальный потенциал;
латентность руководства;
организованность;
ответственность;
терпимое и конструктивное отношение к критике;
самокритичность;
порядочность;
превентивность мышления;
проблемность;
пунктуальность и точность;
трудолюбие и работоспособность;
саморегуляция;
сбалансированная компромиссность;
системное и панорамное восприятие реальности;
справедливость;
уважительность к окружающим;
уверенность в коллегах и своих людях;
чувство долга;
чуткость к людям;
экспрезентность (умение делать правильные выводы при дефиците времени);
этичность. [12, с.166]
В зависимости от целей исследования СУ отбор менеджеров для их активного участия в исследовательских работах следует проводить с учетом тех или иных свойств.
Несмотря на то, что индивидуальная научная работа нередко дает большой эффект, современные исследования сложных систем, к каким следует отнести СУ социально-экономическими процессами предприятий, требуют коллективных усилий, формирования и использования коллективного научного интеллекта и профессионализма. Это связано с тем, что не всегда можно индивидуально решить в рамках СУ все проблемы из-за их высокой трудоемкости, необходимости соединения в работе разнообразных научных потенциалов, знаний, образования и других составляющих интеллекта исследователей. Поэтому, естественно, "…более высокая результативность исследований достигается коллективной научной деятельностью. При этом в коллектив могут входить различные индивидуумы, объединение которых для достижения общей цели позволит дать больший синергетический результат исследования. В таком коллективе каждый дополняет и взаимоусиливает друг друга". [17, с.64]