Особенности правового регулирования трудового процесса работника аппарата управления
Трудовой процесс руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций регулирует Трудовой Кодекс Российской Федерации. При этом нормы трудового законодательства распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
· руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
· управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются также Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором.
Трудовой договор с руководителем организации заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон.
Законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).
Руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). [5]
Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации, может быть, расторгнут по следующим основаниям:
1) в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;
3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.
В случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.
Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее, чем за один месяц. [6]
Федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные настоящей главой для руководителя организации.
Федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.
В современный период укрепления российской государственности для менеджеров государственного и муниципального управления формируется законодательство о государственной службе, государственная служба обозначена на конституционном уровне общественной организации труда.
Несмотря на это, в науке российского трудового права сохраняются прежние подходы к государственной службе. Как и ранее, в советский период, государственная служба подразделяется на службу по трудовому договору, включаемую в сферу трудоправового регулирования, и на военную и военизированную службу, регулируемую административным законодательством, которая выводится из сферы правового регулирования труда на том основании, что она не вписывается в рамки «обычной работы по трудовому договору». [7]