Социальная роль некоммерческих организаций
1. Нацеленность на партнерство, многообразие механизмов взаимодействия.
2. Положительный имидж некоммерческого сектора как двигателя инноваций.
3. Стимулирование творчества и разнообразия видов деятельности, возможности совмещения профессиональных навыков и творческих увлечений.
4. Личная мотивация участников НКО, в отличие от функционерства в госструктурах.
5. Ориентация на изменение ситуации, реакции человека (поступки, поведение), как результат деятельности организации.
Значимость развития некоммерческих организаций для формирования новой инфраструктуры социального сервиса требует анализа содержания и принципов их функционирования не только с точки зрения оценивания их как продуцентов социальных услуг, но и как новых организационных механизмов согласования деятельности государства, общества и бизнеса.
Одним из условий развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования. Это предполагает, во-первых, наличие органов и институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них, и, во-вторых, наличие общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения субъектов хозяйствования. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации, как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения – с другой, в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование определенной институциональной структуры.
Совокупность институтов выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. С конструктивной точки зрения институциональная организация общества представляет собой совокупность органов и институтов организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы – взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. Механизмы согласования интересов хозяйствующих субъектов выступают неотъемлемым элементом институциональной организации развитого рыночного хозяйства. Следует заметить, что в России практически нет традиций саморегулирования, что сказывается на состоянии развития «третьего сектора».
Общая характеристика современного этапа институциональных преобразований российского общества может быть сведена к тому, что несмотря на обилие различных инициатив и программ, развитие теоретико-методологического обеспечения становления новых организационно-экономических механизмов, пройден только начальный отрезок пути по формированию институтов гражданского общества. Основные группы населения, власть, бизнес и общественный сектор не объединены в программы развития, воплощающиеся в целостном стратегическом плане. Третий сектор – некоммерческие организации (в сопоставлении с секторами государства и бизнеса) и рядовые граждане не вовлечены в качестве полноправных участников и партнеров по разработке планов и программ. Отношения гражданского общества и власти строятся по схеме патронажа, в результате чего граждане испрашивают у местной власти помощи в виде грантов и дотаций. Это во многом связано с многолетней практикой доминирования централизованного государства во всех делах населения. Отношения между бизнесом и властью строятся по схеме лоббирования. Различные группы бизнеса пытаются выстроить свои особые отношения с властью, чтобы добиться льготных условий хозяйствования, при этом партнерами они все равно не становятся. Третий сектор к бизнесу продолжает относиться лишь как к спонсору, который дает разовые пожертвования и играет на благотворительности. В итоге все три сектора общества не выстроили партнерских отношений на основе принципа субсидиарности, т.е. солидарной ответственности, о разделении рисков и ответственности за процессы развития.