Направления деятельности некоммерческих организаций в социальном сервисе
Таблица 6. Направления деятельности и взаимодействия со структурами управления некоммерческих организаций
Тип НКО |
Принцип объединения |
Взаимодействие с властью |
1 |
2 |
3 |
НКО взаимопомощи |
Объединяют людей по принципу общей беды или проблемы (прежде всего организации инвалидов, родителей больных детей и т.д.), демографическому или гендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации |
Властные структуры – источник финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций, в данном случае НКО – организованные потребители социальных услуг |
НКО клубного типа |
Группы самосовершенствования, клубы по интересам |
Нейтрально отношение с властями |
НКО социальной направленности (благотворительные организации) |
Объединение граждан для ведения деятельности определенной социальной направленности, например, поддержка престарелых людей или многодетных семей |
Взаимодействие с властными структурами – существенная часть их деятельности. Это может быть социальное партнерство (например, по социальному обеспечению или патронажу), т.е. более или менее равноправное сотрудничество с властью. Эти НКО более активно работают с бизнесменами, и иностранными дарителями |
НКО экологической или историко-культурной направленности |
Защита окружающей среды в широком смысле, т.е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т.д. |
Заинтересованы в сотрудничестве с властями. Их цель – решение тех же проблем, которые должны решать и властные структуры |
Правозащитные организации |
Группы гражданского контроля, включая и контроль за действием исполнительной власти, власти, например, ее карательных структур или контроль за процедурой выборов и т.д. |
Так как главная миссия – выявление случаев нарушения прав человека, защита этих прав и контроль деятельности государственных структур, то партнерство и сотрудничество с властью весьма проблематично, а иногда и просто нежелательно |
Как видно из данных таблицы, деятельность некоммерческих организаций крайне разнообразна, и они по-разному могут взаимодействовать с существующими органами управления. Но основное их содержание – выражение интересов различных социальных групп и согласование этих интересов с существующими институтами управления и регулирования социально-экономических процессов.
Рассматривая процессы создания и развития медиаторства, необходимо отметить, что значимость данного явления выходит за рамки появления нового инструмента экономического управления и воплощает в себя более сложные и глубокие процессы, связанные с ростом институтов самоуправления в гражданском обществе, без которого не могут эффективно работать рыночные механизмы. Сам механизм некоммерческого хозяйствования является достаточно новым для отечественной экономики, и его необходимо развивать и совершенствовать. Применительно к развитию некоммерческих организаций в России сделан ряд важных шагов: принят Гражданский кодекс, федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях». Все это сейчас способствует созданию и развитию некоммерческого сектора в России. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др. Для реализации функций экономического медиаторства возможно использование различных форм некоммерческих объединений.