Анализ факторов внутренней и внешней среды. SWOT-АНАЛИЗ
К факторам внутренней среды относят: цели, задачи, технологию, структуру и персонал. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: маркетинг, финансы, производство (операции), персонал, организационная структура.
Анализ функций маркетинга
Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии.
По следующим направлениям в 2007 году реализовано:
Россия – 307,0 млрд. м3 газа;
Дальнее зарубежье – 168,5 млрд. м3 газа;
СНГ и Балтия – 100,9 млрд. м3 газа.
Общий объем продаж газа Газпромом в 2007 г. составил 576,4 млрд. м3.
Позиция Газпрома во взаимодействии с государственными органами в области выработки стратегии развития российского газового рынка заключается в сокращении регулируемого и соответствующем расширении нерегулируемого секторов с формированием трехсекторной структуры оптового рынка.
Приоритетами стратегии развития внутреннего рынка
газа являются:
- переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке при сохранении государственного регулирования цен в секторе поставок газа населению;
- формирование сектора торговли газом по договорным ценам, определяемым с использованием формулы цены. Данный сектор c 2011 г. должен стать основным по объемам реализации газа. В соответствии с решением Правительства России планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);
- расширение электронной и организация биржевой торговли газом.
В 2007 г. реализовано 7,04 млрд. м3 газа, из которых 2,78 млрд. м3 газа независимых производителей и 4,26 млрд. м3 газа Газпрома.
В Российской Федерации Газпром занимает лидирующее место в сфере распределения газа.
В собственности и обслуживании дочерних газораспределительных организаций (ГРО) Группы находится 527,7 тыс. км распределительных газопроводов, в собственности и обслуживании зависимых ГРО – 16,9 тыс. км. Дочерние ГРО Группы обеспечивают транспортировку по распределительным газопроводам 206,9 млрд. м3 природного газа в год, зависимые – 14,7 млрд. м3.
Газификация новых областей гарантирует выполнение задач по обеспечению надежности поставок российским потребителям и в условиях либерализации газового рынка предоставляет конкурентные преимущества Газпрому.
Маркетинговая стратегия ОАО «Газпром» на внешних рынках
предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:
сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке;
диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу;
повышение эффективности сбыта газа путем выхода на конечного потребителя и участия в сегменте производства электроэнергии;
географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР);
выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая СПГ, разрешения на выброс СО2 и электроэнергетику.
Структура продаж газа Группы Газпром в страны дальнего зарубежья в 2007 г., млрд. м3:Германия – 34,5; Турция – 23,4; Италия – 22,0; Великобритания – 15,2; Франция – 10,1; Венгрия – 7,5; Чехия – 7,2; Польша – 7,0; Словакия – 6,2; Нидерланды – 5,5; Австрия – 5,4; Финляндия – 4,7; Румыния – 4,5; Бельгия – 4,3; Греция – 3,1; Болгария – 2,8; Сербия – 2,1; Хорватия – 1,1; Словения – 0,6; Швейцария – 0,4; Босния и Герцеговина – 0,3; Македония – 0,1; прочие продажи – 0,5.