Определение операционной стратегии, её сущность, критерии и цели
При системном подходе производственных затрат как для стратегических так и для тактических целей обычно используют показатели:
· потери труда и материалов;
· фондоотдача;
· оборачиваемость товарных запасов;
· себестоимость единицы продукции.
Качество как правило, оценивают:
· по процентному соотношению дефектов конечного продукта и/или по отклонению от стандарта производства;
· по проценту брака;
· затраты на повышение качества и т.д.
Качество поставок оценивают по:
· по процентному соотношению поставок, сделанных точно в срок;
· показателями задержек и срыва поставок;
· показателями финансовых потерь за нарушение сроков и условий поставки.
Гибкость производства по спросу может оценивается:
· по широте ассортимента конкретных продуктов;
· в абсолютных и в относительных показателях обновления ассортимента;
· по скорости обновления продукта и т.д.
Основные позиции. Особую суть операционной стратегии несут её основные позиции. Приведу 5 примеров таких позиций.
1. Основные стратегические производственные решения, которые необходимо принять по заданной стратегической перспективе.
2. Формулировка и обоснование возможных решений стратегических задач производства.
3. Доработка принятых основных стратегических целей по производству до уровня конкретных стратегических указаний из адекватного набора конкретных действий.
4. Разработка по каждому указанию адекватного набора конкретных действий.
5. Системное сведение мероприятий и действий по каждой позиции в целостную операционную стратегию, как органическую программу соответствующих конкретных действий.
Если взглянуть на операционную стратегию с исторической точки зрения, то стоит вспомнить, что после 2-й Моровой войны компании США переживали период резкого всплеска потребительского спроса, сдерживаемого во время войны.
В результате, чтобы удовлетворить выросшие потребности населения, американские производители сосредоточились на выпуске больших объёмов продукции. В это же время японские примышленные компании направили свои усилия на повышения качества выпускаемых товаров.
Таким образом, для обеспечения своей конкурентоспособности компании разных стран руководствовались совсем разными приоритетами.
Путь к успеху любой операционной стратегии состоит в том, чтобы максимально точно определить все возможные варианты приоритетов; понять, какие могут быть последствия выбора каждого из них, а также то, на какие компромиссы придется идти в случае принятия того или иного варианта.
В любой отрасли производства, как правило, существует сегмент рынка, объём продаж на котором зависит исключительно от того, насколько низкими будут затраты компании, выпускающая продукцию.
Чтобы успешно конкурировать в такой рыночной нише, предприятие должно быть производителем с низкими затратами производства, однако это необходимая, но не достаточное условие и необязательно означает, что предприятие достигнет высокого уровня рентабельности и конкурентного успеха.