Управление проектами
Планирование, расписание и контроллинг проектов
Управление большими проектами включает три фазы: 1) планирование; 2) составление расписания; 3) контроль.
Проектная организация работает успешно, когда:
— определен результат работы и продолжительность ее выполнения;
— работа нова и в каком-то смысле незнакома для существующей организации;
— работа объединяет комплекс взаимосвязанных задач, требующих для их решения знаний специалистов;
— проект временный, но требует организации его выполнения.
Пример упрощенной проектной организации успешной фирмы показан на рис. 2. Состав исполнителей проекта временно назначается для ведения проекта и доводится до сведения управляющего проектом. Менеджер, возглавляющий проект, коорди-
Рис. 2. Типовая проектная организация
Одним из популярных приемов составления расписаний проектов являются графики Гантта (названные по имени Генри Гантта). Графики Гантта отражают временные оценки и могут быть легко понимаемы.
Можно сказать: какой бы подход при планировании ни использовал управляющий проекгом, расписание проекта служит нескольким целям:
1. Оно устанавливает связи каждой работы с другими работами и проектом в целом.
2. Оно идентифицирует последовательность связей среди работ.
3. Оно способствует установлению реалистических временных и денежных оценок для каждой работы.
4. Оно помогает улучшать использование людских, денежных и материальных ресурсов посредством выявления «узких мест» проекта.
Контроль большего проекта, как контроль любой управляемой системы, включает непосредвственное и быстрое управление ресурсами, денежными затратами, качеством и бюджетом. Контроль также означает использование обратной связи для оценки состояния выполнения плана и для того, чтобы перемещать ресурсы туда, где они наиболее нужны. Компьютеризация сообщений и графиков сегодня широко доступны в связи с использованием компьютеров.
Эти программы позволяют получать различные сообщения о проекте, включая:
1) детальные денежные затраты, необходигшыедля решения каждой отдельной задачи,
2) кривые, обобщающие затраты труда на программу,
3) таблицы распределения затграт,
4) функциональные затраты и почасовые затраты,
5) сырье и прогноз потребности в нем,
6) сообщения о возможных вариантах решений,
7) сообщение об анализе временных характеристик проекта,
8) сообщение о состоянии выполнения работ проекта.
Техника управления проектами РЕRТ и СРМ
Метод программы развития и обзора (РЕRТ) и метод критического пути (СРМ) были разработаны в 1950-х годах, чтобы помочь менеджерам составлять расписания, управлять и контролировать большие и сложные проекты. СРМ появился первым в 1957 году, чтобы помочь в строительстве и ремонте химических заводов Дю Пона. РЕRТ разрабатывался независимо в 1958 году военно-морским флотом и использовался в управлении крупными проектами.
Структура РЕRТ и СРМ. Шесть шагов, обычные для обоих методов. Процедура следующая.
1. Определить проект и все его основные работы или задачи.
2. Установить все связи между работами. Определить, какие работы должны предшествовать и какие должны следовать за рассматриваемыми работами.
3. Вычертить сеть, содержащую все работы.
4. Определить время и(или) денежные затраты, относящиеся к каждой работе.
5. Рассчитать самый длинный путь на сети от начала исполнения проекта до его окончания (он называется критическим путем).
6. Использовать сеть для реализации плана, расписания выполнения работ, управления и контроля за развитием проекта.
Шаг 5 — нахождение критического пути — является важнейшей частью контролирования проекта. Работы на критическом пути представляют задачи, задержка в решении которых приводит к задержке выполнения проекта. Менеджеры пользуются гибкостью управления проектом с помощью работ, лежащих на некритических путях, которые допускают в известных пределах возможность осуществлять изменения в планировании, расписании выполнения работ и перераспределении людских и денежных ресурсов.