Проектирование оперирующей системы на предприятии машиностроения
Процессы разработки изделия и процесса производства связаны между собой, поэтому их создатели должны тесно взаимодействовать, учитывая в максимальной мере потребности клиентов, что обеспечит конкурентоспособность продукции на рынке.
Процесс производства изделия проходит через определенные стадии (жизненный цикл процесса), которые взаимосвязаны с жизненным циклом изделия. На начальной стадии жизненного цикла изделия, когда объемы его продаж низки, а конструкция не вполне стабильна, процесс производства должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было скорректировать в соответствии с изменениями в конструкции изделия. Конкурентоспособность изделия на этой стадии основывается на его отличительных признаках, а не на цене. Способность производить в больших количествах и с высокой прибылью на этой стадии не очень важна. В процессе усовершенствования изделия его конструкция будет стандартизироваться, а объемы сбыта возрастут. Основным фактором конкурентоспособности станет цена. На этой стадии важнейшее значение приобретают вопросы экономической эффективности и стабильности выпуска продукции.
В современном производстве широко применяются технологии, основанные на применении компьютеров, общей чертой которых является то, что они позволяют создавать гибкие производственные системы (ГПС):
-система автоматизированного проектирования (САПР) – технология, позволяющая разрабатывать техническую документацию с помощью компьютеров.
-автоматизированная система управления производством (АСУП) – ряд компьютерных технологий, с помощью которых управляют производственным оборудованием и которые позволяют гибко изменять технологический процесс.
- станки с программным управлением (роботы), которые применяют в следующих случаях: для выполнения монотонных работ; операций, где требуется высокая степень стабильности; работ опасных или неудобных для человека.
- системы автоматического складирования и выдачи товаров (САС), которые не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские помещения, ускоряют складские операции и улучшают контроль материально-технических запасов.
Сочетание названных выше технологий в системе, работающей под управлением интегрированной информационной управляющей системы, называется интегрированной автоматизированной системой управления производством (ИАСУП).
Сфера услуг имеет ряд важных с точки зрения управления операциями характеристик. Во-первых, здесь потребитель обычно присутствует в производственном процессе в отличие от сферы промышленного производства. Во-вторых, в сфере услуг, обычно, требуется более высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя. В-третьих, работы в сфере услуг, как правило, более трудоемки, чем в современной промышленности.
При разработке системы предоставления услуг необходимо учитывать ряд специфических факторов:
- месторасположение предприятия по предоставлению услуг в основном определяется месторасположением потребителей, а не исходных материалов или какими-либо другими факторами;
- календарное планирование работ зависит в основном от потребителей;
- определение и измерение качества работ может оказаться затруднительным;
- производственные мощности обычно рассчитываются по “пиковому” спросу со - стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса;
- создание запасов продукции в периоды низкого спроса для их использования при “пиках” спроса обычно не представляется возможным;
- эффективность работы сотрудника с трудом поддается измерению, поскольку его низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей;
- крупные предприятия в сфере услуг не типичны;
- маркетинг и производство иногда трудно отличить друг от друга
Следующим шагом в создании операционной системы является принятие решений по размеру производственных мощностей, их месторасположению и проектированию материально-технических объектов (цехи, склады, магазины, учреждения и т.д.), предприятия. Решения о количестве и производительности материально-технических объектов обычно определяется факторами эффективности и маркетинга. При принятии решения о месторасположении предприятий обычно идут от общего к частному и выделяют два уровня решений на макро- и микроуровне.