Взаимосвязь инвестиционного потенциала фирмы и ее конкурентоспособности
Инвестиционный имидж фирмы – многофакторная составляющая ее потенциала. Потенциал же фирмы включает три составляющие – наличие ресурсов, показатели «оперативной эффективности» и стратегия развития.
Показатели любой из этих составляющих выражаются в формализованных и неформализованных критериях. Формализованные показатели могут иметь количественную оценку – это инвестиционный рейтинг, уровень финансовой независимости, качество денежных потоков, оценка стоимости компании, оценка конкурентного статуса фирмы и т.д. Неформализованные показатели не имеют количественной оценки – это наличие SWOT-анализа, наличие антикризисной программы, маркетинговой и финансовой стратегии фирмы, рейтинговые оценки и т.д. акита ину американская
Обратимся к операционной эффективности фирмы. Ее составляющие:
- рентабельность основных направлений деятельности;
- наукоемкость и технический уровень продукции;
- степень дифференциации деятельности компании;
- доля компании на национальном (мировом) рынке;
- индекс цен на продукцию компании в сравнении с динамикой цен в отрасли;
- степень экспортной ориентации и/или импортной зависимости.
В отношении стратегии воспользуемся распространенной классификацией, предложенной М. Портером, хотя и не единственной, но наиболее универсальной:
- стратегия лидерства по издержкам;
- стратегия широкой дифференциации; - стратегия оптимальных издержек;
- сфокусированная стратегия (рыночная ниша, низкие издержки, узкий сегмент потребителей);
- сформулированная стратегия (рыночная ниша, дифференциация продукта).
Для оценки конкурентоспособности следует остановиться на стратегическом положении фирмы согласно матрице БКГ («Бостон Консалтинг Групп»):
- «Звезды»;
- «Дойные коровы»;
- «Собаки»;
- «Трудные дети».
Важным показателем конкурентоспособности является инвестиционная привлекательность. По уровню инвестиционной привлекательности компании, на наш взгляд, могут быть дифференцированы следующим образом.
В первую группу можно отнести компании с отличной репутацией (они же «Звезды»). Согласно матрице БКГ – это «голубые фишки» с низким уровнем риска (Кр< 0,5).
Вторую группу составляют фирмы, которые имеют определенные проблемы с ликвидностью и платежеспособностью (риск: Кр< 1). Однако, эти компании в состоянии самостоятельно решить свои проблемы за счет собственных ресурсов, и поэтому в системе матрицы БКГ – это «Дойные коровы».
В третью группу входят компании, у которых риск повышен (Кр > 1). Они имеют проблемы с продвижением продукта на рынок («Трудные дети»). Однако, будучи высокорентабельными, эти предприятия при определенных изменениях, потенциально, могут стать «Звездами» (если смогут реформировать сферу сбыта и выйти на новые рынки, погасят долги и реструктуризируют свои текущие и долгосрочные обязательства).
Четвертая группа – это убыточные компании, с высоким уровнем риска (Кр>3), занимающие сегмент «Собаки» и требующие изменений формы собственности, собственника, реструктуризации менеджмента, санации или банкротства. Их шансы на рынке инвестиций малы.