Управление стоимостью как одно из основных направлений деятельности компании
Стоимость – это атрибут товара, возникающий, как правило, при его продаже. Это выраженная в цене полезность товара, то есть его способность принести удовлетворение потребности. Именно полезность позволяет товару с той или иной степенью успеха и скоростью обмениваться или продаваться. Тот же подход в самом общем виде применим к целым компаниям или их частям.
Другая ситуация, в которой может возникнуть вопрос о стоимости компании, и в этом ее отличие от материальных благ, это ситуация принятия решения о ее развитии и привлечении в нее новых средств, то есть компания – это товар динамичный.
Существует еще несколько особенностей бизнеса как товара, возникающих вместе с его стоимостью и влияющих на ее изменение.
Во-первых, это товар замедленной отдачи. После того как деньги заплачены, далеко не всегда можно сразу получить желаемую пользу. Затраты и доходы разделены определенным временным промежутком, а последние, в отличие от конкретно-определенных первых, еще и носят вероятностный характер.
Во-вторых, спрос на фирму зависит от большего количества факторов, чем на обычный товар.
Но, как упоминалось выше, определение стоимости не обязательно является предпродажным действием. Выбор курса развития компании, повышение эффективности управления, страхование и налогообложение, решения об инвестировании средств основываются, в том числе и на данных о ее стоимости. Оценка стоимости позволяет определить степень благосостояния хозяйствующего субъекта. Поэтому вполне естественно, что встает вопрос об оценке стоимости, а впоследствии и об ее увеличении. Для российской экономики необходимость поиска эффективных методов управления стоимостью с течением времени становиться всё более насущной задачей, что и определило актуальность настоящего исследования.
Методологической и теоретической основой исследования послужили системный анализ, дедуктивный и индуктивный подходы. Использовались ключевые положения трудов отечественных и зарубежных учёных по оценке бизнеса и стратегическим вопросам корпоративных финансов.
Проведенное исследование позволило автору прийти к ряду заключений.
1. Перед тем, как выставить товар на продажу, его оценивают, формируется его цена на основе стоимости. Понятно, что продавец хочет продать как можно дороже, но это желание сдерживается стремлением покупателя приобрести как можно дешевле. Возникает извечный вопрос о том, как не продешевить и не переплатить. Поэтому в отношении такого сложного товара как целый бизнес, существуют особые процедуры оценки стоимости, которые позволяют достичь компромисса.
2. Продажа – не единственный стимул к управлению стоимостью компании. Стоимость и ее динамика отражают надежность и перспективность бизнеса и могут выступать одним из критериев для принятия решения об инвестировании средств или укрепления положения на рынке. Данное обстоятельство обосновывает важность управления стоимостью.
3. Для управления стоимостью компании необходимо выделить те факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на стоимость в сторону увеличения или же уменьшения. Стоит отметить, что при некоем схожем общем наборе факторов изменения стоимости для разных отраслей бизнеса разнятся их удельные веса, то есть степень их влияния, что требует индивидуального подхода при оценке.