Анализ конфликтов и источников их возникновения
Для определения межличностной конфликтности человека используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности. Под конфликтностью личности понимается ее индивидуальное свойство, отражающие частоту вступления в межличностные конфликты с окружающими. При высокой конфликтности человек становится постоянным инициатором напряженных и негативных отношений с окружающими, независимо от того, предшествует ли этому проблемные ситуации.
Конфликтность любого человека определяется рядом комплексных действий, таких как: психологических (темперамент, психологическая устойчивость и эмоциональное состояние), социально-психологических (отношение к участнику, способности к общению), и социальных факторов (возможные условия жизни, внешнее окружение, уровень культуры, удовлетворение потребностей) [7, с. 145 - 146].
По нашим наблюдениям в организации наблюдается конфликтная ситуация между продавцами кассирами на почве конкуренции. Конфликт происходит тогда, когда каждый кассир стремится обслужить больше покупателей и переманивает их на свою кассу. Вследствие чего кассир получает бонусы к премии к заработной плате. В погоне за личной выгодой продавцы пренебрегают уставом организации, переманивая и забирая клиентов, друг у друга. В коллективе, по нашим наблюдениям есть неформальные лидеры, из-за которых происходит конфликтная ситуация.
Второй причиной конфликтов в организации является невыполнение поручений исходящих от директора. Что выражается в невыполнении как отдельных поручений, связанных с работой, так и личных просьб, на наш взгляд это связано с лояльностью директора, у которого по результатам тестов самый низкий уровень конфликтности. Кроме этих главных факторов, еще одной причиной конфликта в организации может являться окружение внешней среды, которую невозможно изменить руководителю. Это затормаживает действия по разрешению конфликтов и принятия решений.
В исследуемой нами организации были применены наиболее часто используемые тесты и опросники, позволяющие выявить те или иные аспекты конфликтности личности. В процессе исследования нами были взяты за основу следующие методы: тесты, опросники, анкеты.
Нами была исследована группа из девяти членов коллектива, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. Это мы отразили в таблице.
Таблица 2.1 - Сводная таблица показателей по результатам тестирования по опроснику Томаса [25, с. 241]
№ |
Ф.И.О.тестируемого |
Должность |
Возраст |
Тест «Самооценка уровня конфликтности личности» |
Тест « Опросник Томаса» |
1. |
Шильников А. А. |
Генеральный директор |
55 лет |
Уровень конфликтности низкий |
Компромисс |
2. |
Ерохина Е.С. |
Директор |
46 лет |
Уровень конфликтности низкий |
Избегание |
3. |
Мазурина Т.А. |
Бухгалтер |
38 лет |
Уровень конфликтности выше среднего |
Противоборство |
4. |
Леподату Е.М. |
Менеджер продаж |
21 год |
Уровень конфликтности низкий |
Сотрудничество |
5. |
Генкель Л.Р. |
Продавец-кассир |
56 лет |
Уровень конфликтности чуть выше среднего |
Противоборство |
6. |
Сартакова Л.Е. |
Продавец-кассир |
47 лет |
Уровень конфликтности чуть выше среднего |
Компромисс |
7. |
Смирнова Т.М. |
Продавец-кассир |
53 года |
Уровень конфликтности ниже среднего |
Компромисс |
8. |
Алексеенко Н.В. |
Продавец-кассир |
41 год |
Уровень конфликтности средний |
Сотрудничество |
9. |
Кулакова Я.Ф. |
Продавец-кассир |
29 лет |
Уровень конфликтности средний |
Противоборство |