Разработка системы планирования
Система планирования – один из важнейших элементов работы предприятия.
Индивидуальный план работы руководителя должен быть тесно связан с комплексным планом данного конкретного участка управления, отражает цели, которые должны быть достигнуты, а также средства их достижения.
Составляется система представлений руководителя о комплексном развитии своего участка управления. После разработки такой системы и определения целей и задач по развитию своего участка управления, можно составить план: мероприятия – сроки – ответственные – отметка об исполнении.
В повседневной практике управленческое решение является продуктом управленческого труда. Решения должны быть эффективными, своевременными, рациональными, обоснованными и реально осуществимыми. Процесс обоснования и принятия управленческого решения является особым видом организационной деятельности, требующим от менеджеров и руководителей разного уровня высокой квалификации, наличия практического производственного опыта, аналитического мышления, развитой интуиции, что сродни творчеству.
Этапы разработки и принятия управленческих решений:
1. Определение проблемы.
2. Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты после реализации принимаемого решения.
3. Установление критерия выбора решения.
4. Разработка возможных способов для достижения цели и выбора наилучшего из них.
Для подготовки проектов решений следует управленческие решения квалифицировать. При разработке и принятии управленческих решений можно использовать традиционные экономические, математические, систематизированные методы.
Традиционные методы применяются при принятии решений основанных на простых экономических расчетах или личного опыта и интуиции руководителя. Традиционные методы отличаются своей простотой и доступностью широкому кругу менеджеров в ежедневной работе.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли на предприятии.
Стадии принятия управленческих решений:
1. Уяснение проблемы:
а) сбор информации;
б) анализ полученной информации;
в) выявление актуальности;
г) определение условий, при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решений:
а) разработка нескольких альтернативных вариантов решения;
б) сопоставление нескольких альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
в) оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
г) оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
д) составление программы принятого варианта решения.
е) разработка и составление детального плана выполнения решения.
3. Выполнение решения:
а) доведение решений до конкретных исполнителей;
б) разработка мер поощрений и наказаний;
в) контроль над выполнением решения.
Решение – это выбор альтернативы. Организационное решение – это выбор, цель которого обеспечение движения к поставленным перед предприятием задачам.
Организационные решения условно можно разделить на:
· Запрограммированные решения есть результат реализации определенной последовательности действий. Число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Руководство часто принимает решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Разработав процедуру принятия решения, руководитель должен в дальнейшем отслеживать ее правильность и желательность.
· Незапрограммированные решения принимаются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне неизвестны или сопряжены с неизвестными факторами. К таким решениям можно отнести определенные цели организации, улучшение качества продукции, усовершенствование структуры подразделений, усиление мотивации подчиненности. Разработка эффективных решений – это основное направление обеспечения конкурентоспособности продукции, формирование рациональных организационных структур, проведение правильной кадровой политики, регулирование социально – психологического климата в коллективе, создание положительного имиджа предприятия.
Пред принятием правильного решения нужно определить цель или ведущее направление деятельности организации, которые помогают отдать предпочтение тому или иному варианту.