Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации
Закон информированности, упорядоченности:
в организационном целом порядка не может быть больше, чем информации.
Закон композиции
:
цели организации должны быть согласованы и направлены на поддержание основной цели более общего характера.
Закон конкуренции
— объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон масштаба
— закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя.
Закон наименьшего звена
:
структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном.
Закон онтогенеза:
каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.
Закон пропорциональности:
отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.
Закон самосохранения:
любая естественная или искусственная система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее использовать свой ресурс.
Закон экономии времени
— закон экономии суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товара за его жизненный цикл. Этот закон отражает экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара.
Жизненные стадии и циклы организации
Согласно органическому подходу к управлению, функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития так и его стадийность.
Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост, стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться окончанием деятельности или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее « возрождения» или «преображения» (рис.).
|
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей и противоречий.
Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие специфику управленческих задач в определенные периоды времени, называются стадиями.