Внутренняя и внешняя среда организации

Существуют три основных аспекта человеческой деятельности в качестве элемента внутренней среды:

– поведение отдельных людей;

– групповое поведение;

– поведение руководителя, деятельность менеджера в роли лидера и его влияние на индивидуальное и групповое поведение.

· Культура

Культура представляет собой своеобразный микроклимат в организации, который помогает персоналу продуктивно выполнять задания. Главным фактором формирования той или иной культуры являются ценности персонала и, прежде всего, высшего руководства.

· Финансы

Все финансовые операции организаций опосредуются соответствующими финансовыми расчетами. Но интересы разных категорий людей в финансовой деятельности организации могут быть совсем _противоположными. К примеру, желание акционеров увеличить выплату дивидендов или предпринимать меры в сфере социальной ответственности, могут противоречить повышению заработной платы сотрудников. Менеджеру приходится не только учитывать постоянно финансовые ограничения, но и предотвращать конфликты в финансовой сфере.

Внешняя среда представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных) под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее строение и развитие организации.

Внешнее окружение включает такие основные звенья:

− политико-правовая среда;

− социально-культурная среда;

− технологическая среда;

− экономическая среда;

− экологическая среда;

− международная среда.

· Политико-правовая среда

Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране.

Составные политико-правовой среды:

− политическая система;

− законодательная и нормативно-правовая система;

− политические партии и политические лидеры;

− органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;

− состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса;

− политическая стабильность;

− профсоюзы и другие общественные организации;

− средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).

· Социально-культурная среда

Социально-культурная среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой организации выступает в качестве основного источника формирования персонала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4