Сущность, структура, признаки и основные элементы корпоративной культуры
5.Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации (корпорации) и ее участников в необходимое русло.
6.Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы.
7.Функция формирования образа организации (корпорации), т. е. ее имиджа в глазах окружающих.
Культура пронизывает процесс управления от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними), вербальной и особенно невербальной информации.
Люди с разными культурами (национальными, территориальными) неодинаково воспринимают действительность, так как рассматривают все окружающее сквозь их призму. Культура любой организации испытывает сильнейшее воздействие национального (регионального) фактора.[5]
Необходимо учитывать тот факт, что сильная культура, как и слабая, может быть эффективной в одном и не эффективной в другом.
Взаимодействие менеджмента и корпоративной культуры является непростым.
Нужно иметь в виду, что только изменяя параметры культуры, организацию можно вывести на новую качественную ступень. В связи с этим изменение культуры организации (корпорации) становится одним из объектов управления.
Если вести речь об основных принципах корпоративной культуры, то обычно выделяют следующие:
· культурная корпорация – современная организация по всем факторам (материальным и духовным);
· это гармоничная организация;
· это организация, живущая по закону, а не «по понятиям»;
· это развивающаяся организация, где люди составляют главную ценность, где организовано взаимодействие между ними;
· это опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система [6].
Рассмотрим некоторые наиболее известные разновидности корпоративных культур. Эти культуры обычно классифицируются по нескольким параметрам.
Пожалуй, самый краткий и точный вариант их классификации дал американский исследователь Уильям Оучи. Он выделил три основных вида:
1) рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы;
2) бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации;
3) клановую культуру, дополняющую предыдущие. Внутренние ценности организации и составляют ее основу, направляют ее деятельность. Источником власти здесь служат традиции.
Специалисты считают, что, как правило, на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития — культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.[7]
Важным элементом управленческой культуры организации является культура отношения к женщинам (как занимающим руководящие должности, так и рядовым исполнителям), определяющая их положение, а также к слабому полу вообще.