Анализ социально-экономических условий функционирования и развития организации
Сложность организации строительного производства состоит в том, что в нём принимают участие многие организации: заказчики, проектные организации, генеральный подрядчик и многочисленные субподрядные организации. В обеспечении строительства, материально-техническими ресурсами принимают участие многие отрасли промышленности.
Организации и предприятия, участвующие в строительстве и его обеспечении, административно не подчинены и обладают полной финансово-хозяйственной самостоятельностью. Такие многочисленные - связи усложняют процесс строительства, требуют тщательной его подготовки и координации деятельности сторон, Взаимоотношения между ними регулируются инструкциями, правилами и договорами.
В настоящее время трест работает с шестью основными заказчиками, в том числе Западно-Сибирский металлургический комбинат, Водоканал -очистные сооружения, завод детское питание, АО ЗЖБК-4, Управления здравоохранения, УКС администрации, Загорская автобаза и др. боле мелкими заказчиками. Однако 80% всего объёма работ выполняется основным заказчиком - АО «ЗСМК».
Специальные и монтажные работы выполняет двадцать одна субподрядная организация, в том числе, ОАО «Востокгидроспестрой» земляные работы, Кузнецкое управление "Запсибсантехмонтаж"- выполняет санитарно-технические работы, Антоновское управление «Запсисэлектромонтаж» - выполняет электромонтажные работы, Новокузнецкое монтажное управление - монтаж оборудования, управление 'Забсибтеплоизоляция" -изоляционные работы, "Сибстальконструкция" -монтаж металлоконструкций и другие.
Для выдачи технических решений трест связан с проектными институтами: Промстройпроект; Кемеровогражданстрой; Сантехпроект; Союзводоконалстрой; Сибгипромез.
Перевозкой грузов для строительства обеспечивается железнодорожным и автомобильным транспортом. Автомобильным транспортом трест обслуживают Новокузнецкая и Загорская автобазы. Грузоподъёмные механизмы предоставляет Новокузнецкое специализированное управление механизации.
Имеются связи с заводами поставщиками - их более двадцати, в том числе:
ОАО "Байкальский мрамор" - мраморная плита, мраморная крошка;
ОАО "Строитель-кирпич";
ОАО ЗЖБК - раствор, бетон, железобетонные конструкции;
ОАО ЗСМК - металопрокат, арматура;
ООО "Стройконструкция" - минеральная плита и др.
Основными конкурентами треста являются: ОАО «Кузнецкпромстрой»; ОАО «Кузнецкспецстрой»; ОАО «Новокузнецкстрой». Однако полной информации о деятельности своих конкурентов, например: занимаемая доля рынка, основные преимущества, финансовая позиция, уровень персонала, мощность и производительность, в тресте не имеется, поскольку её сбор является сложным и дорогостоящим предприятием. А у треста нет ни средств, ни квалифицированного персонала для исследования рынка, а главное данная информация является закрытой и доступ к ней чрезвычайно затруднен.
В 1990-1994 гг. в строительном комплексе происходили радикальные изменения ситуации. Если на протяжении 80-х годов в тресте, как и на других предприятиях производственного строительства, наблюдалось постепенное наращивание объёмов в стоимостном выражении при сокращении объёмов конечной продукции в виде вводов производственных фондов и мощностей, то начиная с 1991 года началось ускоренное свертывание объёмов строительно-монтажных работ в стоимостном выражении. Столь стремительный спад строительного производства в 1991 -1994 гг. в основном был предопределен общей для народного хозяйства ситуацией - сокращением спроса на инвестиционную продукцию. Во время плановой экономики существовал неограниченный спрос на строительную продукцию треста «КМС». Начиная с 1992 г, имеющиеся мощности стали загружаться менее чем на половину, в силу отсутствия достаточных средств у государства, предприятий и организаций для поддержания объёмов СМР на прежнем уровне. В первую очередь это связано с опережающим ростом цен на строительные работы и оборудование по сравнению доходом инвесторов в лице государства, предприятий населения. Низкий уровень выполнения инвестиционной программы связан с падением инвестиционной активности заказчиков, ростом цеп на строительную продукцию, что в конечном итоге привело к дальнейшему спаду производства работ.