Опережающая рефлексия профессионального развития руководителей

Подбор и развитие руководителей является актуальной проблемой современной практики, причем развитие сотрудников организации в ряде случаев является экономически более выгодным, чем подбор руководителей из внешней среды. В связи с этим повышается необходимость оптимизировать процесс развития. Это возможно посредством рефлексии работниками собственного профессионального развития, которая выступает здесь в опережающей форме.

Понятие опережающей рефлексии относится с одной стороны к классу рефлексивных процессов, а с другой стороны к классу процессов опережающего отражения. Рефлексия представляет собой процесс, направленный на осмысление и обоснование предпосылок собственных действий, требующий обращения сознания на себя. Посредством рефлексии человек может оценивать прошлое с точки зрения настоящего.

Опережающее отражение – термин, предложенный П.К. Анохиным в рамках теории функциональной системы как центрально-периферического образования, обеспечивающего достижение приспособительного эффекта при помощи саморегуляции. Опережающее отражение позволяет исправить ошибку поведения. Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков указывают на то, что из всех понятий, подразумевающих фактор будущего времени в организации поведения животных и деятельности человека, понятие «опережающего отражения» является наиболее емким.

Одним из частных случаев опережающего отражения, сходным по внешним проявлениям с процессом опережающей рефлексии является антиципация. Высшим уровнем антиципации согласно Б.Ф. Ломову, Е.Н. Суркову является речемыслительный (вербально-логический), на котором становится возможным планирование действий и «рефлексивное отражение». «Именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения (и деятельности), она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты».

Таким образом, антиципация разворачивается от настоящего к будущему в процессе планирования и целеобразования, а опережающая рефлексия представляет собой обратный процесс, возврат из будущего в настоящее. Опережающая рефлексия содержит в себе основной признак рефлексии – остановку и «взгляд назад», но сама эта остановка происходит с позиции будущего по отношению к настоящему.

Согласно взглядам П.Г. Щедровицкого, проспективная (опережающая) рефлексия позволяет представить возможный ход и его последствия, но не просто возможные последствия, а с точки зрения цели. То есть если антиципация позволяет субъекту ответить на вопрос «какой результат я получу если сделаю так», то в процессе опережающей рефлексии субъект ищет ответ на вопрос «как сделать, чтобы получить желаемый результат».

Применительно к профессиональному развитию это означает возможность субъекта осознанно подойти к выбору обучающих программ. Ведь зачастую в практике человек не выбирает обучение, а соглашается на предлагаемое работодателем. При этом он может понимать, что это обучение ему даст, предвосхищать результат. Однако наличие выбора обучающих программ позволяет максимально осознать пользу конкретного обучающего мероприятия для профессионального роста, что повышает готовность к обучению и открытость получению нового опыта. Это особенно актуально для работы с кадровым резервом руководящих работников.

Оценка уровня опережающей рефлексии вызывает ряд сложностей. Во-первых, недостаточно разработан инструментарий выявления опережающей рефлексии. Во-вторых, попытки выявить рефлексию могут приводить к ее актуализации. Например, если человек не задумывался глубоко о совсем профессиональном развитии, то вопросы о том, к чему он стремится, чего ему не хватает для профессионального роста и т.п. могут стать поводом для размышления на эту тему. В-третьих, сложность вызывает определение внешних (поведенческих) индикаторов рефлексии.

С учетом возникающих сложностей в настоящее время разрабатывается инструментарий для исследования влияния процесса опережающей рефлексии на эффективность профессионального развития управленческих кадров.

Заключение

В итоге можно сказать, что умелое управление коммуникацией способствует повышению мотивации персонала, его более эффективной деятельности, что в свою очередь, безусловно, сказывается на общей успешности организации.

Перейти на страницу: 1 2