Анализ содержательных и процессуальных теорий мотивации
Рис. 2. Классификация теорий мотивации.
Первоначальные теории мотивации
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика «кнута и пряника». Политика «кнута и пряника» подкупает простотой мотивов и стимулов к достижению поставленной цели. Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.
Теория «X», «У» и «Z»
Привлекает простотой использования мотивов и стимулов теория «X», «У» и «Z», в основе которой отношение человека к труду. Теория «X» была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У». Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80-х гг. В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). «X», «У» и «Z» — это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, руководитель должен применять весьма различные стимулы к труду.
В теории «X» легко сочетаются черты плохого российского и азиатского работника с задатками рабской психологии. Поэтому естественным является применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного — материального поощрения. Отсталые люди имеются в любом обществе, разница заключается лишь в их доле от трудоспособного населения страны.
- Теория «У» является антиподом теории «X» и ориентирована совсем на другую группу людей.
- Модель по теории «У» отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории «У» располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик — по данным наших исследований, от 15 до 20% от численности коллектива. Чаще всего они индивидуалисты и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.
Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, описываемые теорией «Z», имеются практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией «Z», эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.
Таким образом, работники, описываемые теориями «X», «У» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.
Содержательные теории мотивации
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
- теория потребностей Маслоу;
- теория существования, связи и роста Альдерфера;
- теория приобретенных потребностей Макклелланда;
- теория двух факторов Герцберга.
Рассмотрим основные позиции этих теорий (в сокращенном варианте).
Теория потребностей Маслоу
А. Маслоу — один из крупных ученых в области мотивации и психологии. В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей (таблица 3).
Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище, сексе и т. п. — те, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.
Таблица 3
Удовлетворение разных потребностей пирамиды Маслоу в организации
Потребности, выделенные Маслоу |
Направления работы, позволяющие удовлетворить данную категорию потребностей |
Потребность в самореализации |
- возможность выполнения самостоятельных проектов - руководство ставит перед работниками интересные задачи, бросающие вызов их способностям - наличие в организации системы планирования карьеры - возможность обучения, повышения квалификации |
Потребность в социальном статусе и признании эффективности работы |
- корпоративная культура, ориентированная на признание и пропаганду профессиональных достижений - использование четких и справедливых критериев оценки трудового вклада работников при оплате труда - эффективность системы поощрений с точки зрения удовлетворения потребностей этого уровня - возможность продвижения по службе |
Потребность в общении, в принадлежности к определенным группам |
- доброжелательная атмосфера в коллективе и во взаимоотношениях с руководством - ощущение себя частью команды; партнерские отношения - корпоративные мероприятия, направленные на обеспечение уважения и признания |
Потребность в безопасности |
- соблюдение работодателем Трудового кодекса - полная выплата заработной платы (без увода ее от налогов в виде «серых выплат») - рабочее место, соответствующее нормам охраны труда - четкие должностные инструкции - стабильность существования организации - описание, из чего складывается зарплата: оклад, премии, процент, социальные выплаты, компенсации |
Базовые потребности (физиологические) |
- заработная плата не ниже стоимости потребительской корзины, умноженной на количество иждивенцев - своевременная выплата заработной платы, социальный пакет - оборудованное рабочее место |