Стимулирующая роль и мотивационные принципы заработной платы
рабочих (долл. США)
Данные, приведенные на рисунке 1.6, свидетельствуют о достаточно низком уровне доходов работников предприятий Польши, Чехии, Венгрии, России. В Беларуси средний почасовой доход составляет 0,86 долл. США или 76 % от почасового дохода работников России.
Доход, являющийся в условиях рыночных отношений важным средством мотивации и стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности, представляет собой сумму средств, полученных работником в виде денежных доходов, натуральных поступлений, льготных и бесплатных услуг. Основной частью дохода работников предприятий является заработная плата, получаемая ими за предоставление своей рабочей силы. Общий доход работника включает заработную плату по тарифным ставкам и окладам, дополнительные льготы и компенсации, стимулирующие надбавки и премии, социальные выплаты, дивиденды и др.
В условиях рыночной экономики, наряду с основной заработной платой работников, важным стимулирующим фактором являются доходы от собственности. В Беларуси до недавнего времени эта форма дохода фактически не применялась.
Следует отметить, что мотивационный механизм заработной платы должен включать коллективно-договорную систему, систему обеспечения минимальных гарантий в сфере заработной платы, защиту заработной платы от негативных моментов развития экономической системы, а также финансово-кредитное и налогово-бюджетное воздействие на динамику и уровень оплаты труда и доходов населения.
В целом основые выводы можно представить в следующей таблице 1.1.
Таблица 1.1 Основные выводы по теоретическим основам мотивации
Мотивация |
- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. |
Потребности бывают первичные и вторичные |
К первичным относятся физиологические потребности человека: еда, вода, одежда, жилище, отдых и т.п. Вторичные потребности являются по своему характеру психологическими: потребности в привязанности, уважении, успехе. |
Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы. |
Под стимулом подразумевается материальная награда определенной формы, например заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой: желание, влечение, внутренние установки и др. |
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации |
Первый подход основывается на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности. Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В них говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. |
Мне ближе первый подход в изучении потребностей, он наиболее простой и доступный в восприятии и его легче реализовать на практике, что и определяет его значимость, второй подход также имеет свою значимость, но требует как хороший подготовки и знаний психологии, а также применим в основном только для квалифицированной рабочей силы, реально осознающей свои потребности.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ЗАО «ПАТИО»
Характеристика предприятия ЗАО «Патио»
Закрытое акционерное общество «Патио» образовано в 1996 году решением Минского городского исполнительного комитета №491 и зарегистрировано в едином государственном реестре, имеет права юридического лица, учредителями которого являются акционеры.
Организационная структура предприятия представлена в Приложении 1. Высшим органом управления ЗАО являются Акционеры в количестве трех человек с пропорциональной долей 25/25/50. Исполнительным органом предприятия является директор, который является одним из акционеров.