Стиль руководства в организации
Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Другими словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. Немецкий психолог К. Левин выделил три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный), – каждый из которых определяет характер принятия управленческих решений, свойственный для руководителя, и его отношение к подчиненным.
На основе этой классификации можно определить стиль руководства директора ОАО «Красноярсклеспроектстрой» как демократический. Данный стиль руководства проявляется в стремлении директора к выработке коллективных решений и широкому повседневному сотрудничеству. В организации высоко развиты многосторонние информационные и коммуникационные отношения, что позволяет обеспечить компетентное выполнение организационных задач, а также способствует развитию межличностных отношений. В ОАО «Красноярсклеспроектстрой» преобладает атмосфера взаимного доверия между сотрудниками, прослеживается ориентация на развитие персонала и всей организации путем обучения работников на местах руководителями подразделений и их участия в специальных тренингах по совершенствованию управленческих навыков, освоению новых компьютерных программ, развитию командной работы. Директор совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов коллектива, распределяет работу, широко используется практика совещаний членов коллектива с директором. Как правило, директор оказывает необходимую помощь подчиненным, может давать рекомендации, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи.
Основными достоинствами данного стиля руководства является непрерывность трудового процесса: сотрудники всегда знают, что делать, и имеют необходимые знания, средства и полномочия для выполнения заданий; высокая мотивация каждого работника и его личный интерес к выполняемым заданиям; положительное восприятие работы и коллектива. Препятствиями на пути эффективного применения демократического стиля управления являются традиционное трудовое мышление некоторых сотрудников, их неготовность принять на себя ответственность и различия ценностных ориентаций директора и части коллектива.
Также согласно классификации К. Левина, можно определить стиль руководства начальников двух основных подразделений как демократический и авторитарный соответственно.
Начальник отдела проектирования объектов промышленного и гражданского строительства стремится поддерживать открытые доверительные отношения с подчиненными, в своей практике часто прибегает к делегированию полномочий, предоставляет сотрудникам отдела свободу в выполнении текущих заданий и осуществляет контроль по результатам. В подразделении ежедневно проводятся групповые дискуссии, позволяющие выявить возможные проблемы и пути их решения.
Руководитель отдела по проектированию лесовозно-хозяйственных автодорог и гидрологических объектов придерживается, напротив, авторитарного стиля руководства, что находит свое выражение в единоличном принятии всех решений, самостоятельном распределении заданий и строгом контроле за ходом их выполнения.
Основными достоинствами такого стиля руководства является быстрое принятие решений и мобилизация сотрудников на их осуществление, высокая производительность труда работников отдела. С другой стороны, руководитель ограничивает возможности мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, в группе чувствуется напряженность и подавленность некоторых ее членов.
Применение авторитарного стиля руководителем во многом обусловлено как его личностными особенностями (ярко выраженные лидерские качества, желание брать на себя высокую долю ответственности, хорошие организаторские способности), так и склонностью сотрудников отдела к качественному исполнению возложенных обязанностей и их нежеланием принимать на себя дополнительную ответственность.