Организационная структура управления ОАО Трест Кузнецкметаллургстрой
Любая организационная система подразделяется на две подсистемы: материально обеспечивающая подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в её распоряжение ресурсов в товары и услуги и подсистема управления, в задачу которой входит руководство, контроль за деятельностью организационной системой. Последнюю называют – управляющая система, которая имеет свою структуру, обеспечивающую условия для рационального разделения труда и взаимной кооперации. В рамках данной структуры работники-менеджеры имеют свои задачи, зоны ответственности. При этом они вступают в отношения руководства-подчинения, контроля, сотрудничества. Эти структуры отражают и обеспечивают разделение труда в рамках которого осуществляется процесс управления предприятием.
кракен маркетплейс kra10.ccВ то время, как задача претворения в жизнь разработанной и принятой к исполнению стратегии стоит перед всеми подразделениями предприятия, действующему как единое целое, менеджменту предприятия предстоит тщательно продумать организационный аспект управления – как правильно и эффективно скоординировать работу всех элементов сложного механизма бизнеса.
В широком смысле задача менеджера состоит в том, чтобы выбрать структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и удовлетворять потребности клиентов и достигать целей организации.
Научно обоснованное формирование организационных структур управления предприятием - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
во-вторых, в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменен работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления (АСУ) - работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Сама же работа по созданию АСУ нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связана с организационными факторами;
в-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования.
В данной дипломной работе целью является усовершенствование организационной структуры управления предприятием на примере ОАО «Трест «Кузнецкметаллургстрой». При этом структуру автор рассматривает как способ распределения полномочий и обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
-изучение и анализ мировой и отечественной практики проектирования и совершенствования организационной структуры управления предприятием;
-проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия;
-рассмотрение и анализ существующей организационной структуры управления предприятием;
-выдвижение предложений по совершенствованию организационной структуры;
Объект исследования - социально-экономические процессы, происходящие в экономике частного предприятия ОАО «Трест «Кузнекцкметаллургстрой».
Предмет исследования – организационная структура управления ОАО «Трест «Кузнецкметаллургстрой».
Теоретическую базу дипломной работы составили труды российских ученых, – таких как И. Ансофф, Л.А. Базелевич, И.Н. Герчикова, Л.А. Горшкова, О.Г. Иванченко, З.Л. Румянцева и др. Был также проанализирован и обширный спектр литературы по проблемам совершенствования структуры управления, авторами которой являются зарубежные экономисты. При раскрытии темы автор опирался на отечественные нормативно-правовые документы, статистические материалы, изданные в Российской Федерации и за рубежом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Преобразование дивизиональной структуры строительного треста ОАО «Кузнецкметаллургстрой» в комбинированную сетевую модель организации с элементами проектного управления является наиболее эффективной в условиях рыночной экономики.
2. Комбинированная сетевая модель сочетает в себе элементы стабильной и динамичной сети. Стабильными элементами являются связи между управлением строительством и строительным управлением, а так же при работе на рынке жилищного строительства, связи между управлением строительством и агентством недвижимости.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Понятие организационной структуры управления, характеристики ОСУ
Деятельность любого предприятия зависит от изменения условий внешней и внутренней среды. Организационная структура управления (ОСУ) должна адекватно реагировать на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов.
Сущность и содержание структуры управления (СУ) предприятием проявляются в ее функциях, а форма - в организационных структурах.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием. Другими словами, это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.
В СУ различают уровни и звенья управления.
Звено - это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), - например, бухгалтерия, кадровая служба и т.д.
Количество звеньев на каждом уровне определяется исходя из оптимальных требований специализации!
Уровни управления - совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, - показывают последовательность подчинения органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, а количество звеньев на каждом уровне - оптимальными требованиями специализации.
Проектирование ОСУ связано с определением следующих составляющих:
состав и содержание функций управления;
степень централизации и децентрализации функций, а такжечисло уровней управления;
число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;
функции каждого звена всех уровней;
подчиненность между звеньями.
ОСУ должна обеспечивать устойчивый порядок и зависит от целей организации, а также от ее взаимоотношений с внешней средой. Цели предприятия определяют выбор организационной структуры (ОС).
Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели.
Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.
Организации можно классифицировать по трем основным типам построения организационной структуры управления:
линейно-функциональная;
дивизиональная;
матричная.
Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы (рисунок 1) являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, финансы, производство и т.д.
Рисунок 1 - Линейно-функциональная организационная структура
Анализ данной структуры показывает следующие преимущества:
-высокий уровень компетентности специалистов и их квалификацию,
-данная форма эффективна для выполнения отработанных планов и действует при стабильной деятельности предприятия,
-позволяет легко управлять подчиненными.
К числу слабостей автор относит:
-не эффективность в сложной ситуации на рынке, ибо затруднена инициатива и эффективная передача снизу вверх,
-решения принимаются на верхнем уровне, вследствие чего теряется оперативность,
-слабая координация действий функциональных подразделений,
-система продвижения и вознаграждения базируется на способности специалиста выполнять задачи внутри функционального подразделения, а не вкладом в конечный результат.
В поисках выхода из ситуации неэффективности деятельности линейно-функциональных структур ряд американских компаний в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизиональных структур (Дюпон, Дженерал моторс). В 60-70 годы для крупных фирм США это стал доминирующий подход. Сущность такого подхода в выделении в аппарат управления в качестве основного структурного элемента не функциональной службы, а полностью автономного в хозяйственном отношении производственного отделения – крупного завода или группы предприятий – выпускающих определенный вид изделия. На эти отделения возлагалась вся ответственность за разработку, производство и сбыт более или менее однородной продукции.
Рисунок 2 - Принципиальная схема дивизиональной организации
В целом, дивизиональная схема в построении организации позволяет последней продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности на разных рынках. Руководители производственных подразделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только по линии, но и по функциям и развивают тем самым в себе требуемы качества и развивают тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом, создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням разделяет их принятие и повышает их качество.
Вместе с тем необходимо помнить, что внутри производственных отделений наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов. В больших дивизиональных организациях затруднена межотделенческая карьера, а при механистическом подходе человек вообще оказывается потерянным и его ресурс не используется эффективным образом.
В известной мере недостатки дивизиональной системы удалось на практике разрешить с переходом к организациям, построенным с включением элементов матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Матричная схема просто неосуществима в рамках механистического подхода. Она требует перехода к органическому подходу, обеспечивающему большие возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющихся в значительной степени атрибутами матричной организации.
Матричная организационная структура управления обычно используется в условиях наукоемких производств, характеризующихся частой сменой объектов разработки и внедрения, высоким уровнем квалификации кадров, высоким творческим потенциалом, хорошей технологической оснащенностью производства, наличием развитой опытной производственной базы и серийного производства.
Матричные структуры должны очень быстро адаптироваться к происходящим изменениям, то есть быть гибкими. Они представляют собой синтез проектных и функциональных организационных структур. Формирование такой структуры производится под определенный проект (новое изделие, новый вид техники, новая технология и т. д.).
В матричной структуре назначается, руководитель проекта, который формирует коллектив для выполнения всего комплекса работ (от возникновения идеи до реализации продукта). Коллектив обычно состоит из представителей функциональных подразделений, которые работают вместе в течение всего срока выполнения проекта.
Среди преимуществ матричной организационной структуры можно выделить:
освобождение высшего руководства от решения оперативных задач;
повышение эффективности использования персонала;
гибкость организационной структуры, возможность быстрой перестройки и повышение конкурентоспособности предприятия;
повышение компетентности в принятии решений на различных уровнях.
К недостаткам данной структуры можно отнести:
дуализм управления, то есть двойное подчинение как руководителю проекта, так и начальнику функционального подразделения;
возможность возникновения конфликтных ситуаций во временных группах.
Проектная организационная структура управления построена на принципе, учитывающем ориентацию на определенный проект, под которым понимаются целенаправленные изменения в системе - например, создание и производство нового изделия, применение новых технологий, строительство объектов. При этом деятельность предприятия рассматривается как совокупность проектов, каждый из которых имеет фиксированные начало и окончание.
Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру и управление проектом, включающее определение его целей, формирование структуры и планирование работ, организацию работы, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта его структура расформировывается, ее компоненты, включая работников, переходят в новый проект или увольняются.
Преимущества проектной организационной структуры:
гибкость структуры;
сокращена численность управления персоналом по сравнениюс иерархической структурой.
Недостатки данной структуры:
высокие требования к квалификации, личным и деловымкачествам руководителя проекта - он должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать его место в сети проектов компании;
дробление ресурсов между проектами;
сложное взаимодействие большого числа проектов компании;
отрыв работников функциональных отделов от коллег (деградация знаний).
- Концепции построения ОСУ
- Принципы и методы формирования ОСУ
- Процесс построения ОСУ
- Факторы, влияющие на процесс выбора и совершенствования ОСУ
- Критерии и показатели эффективности ОСУ
- Общая характеристика деятельности организации
- Анализ существующей миссии и системы целей организации
- Анализ социально-экономических условий функционирования и развития организации
- Анализ эффективности использования ресурсов организации
- Анализ существующего процесса управления организации
- Анализ эффективности ОСУ
- Анализ факторов, влияющих на процесс управления и на эффективность ОСУ
- Разработка системы мероприятий по совершенствованию ОСУ
- Разработка организационно-управленческого плана внедрения проектных мероприятий