Уровень и процесс стратегического планирования развития розничной организации
Стратегия розничной торговли (retail strategy) представляет собой общий план, или схему действий, которой руководствуется розничная фирма. В идеале, стратегия должна быть рассчитана как минимум на один год вперед и в ней должны найти свое отражение миссия, цели, тип потребительского рынка, характер деятельности (как в целом, так и конкретные виды - businessvector.ru) и механизмы контроля соответствующей розничной компании. Без четко определенной и интегрированной комплексной стратегии розничный торговец может запутаться в своих проблемах и окажется не в состоянии справиться с влиянием неблагоприятных факторов внешней среды.
Процесс стратегического планирования розничной торговли имеет несколько важных достоинств.
• Предполагает тщательный анализ требований для разных типов розничной торговли.
• Позволяет в первом приближении сформулировать цели розничной фирмы.
• Фирма получает представление о том, как выделиться среди конкурентов и выработать предложение, привлекательное для определенной группы потребителей.
• Розничный торговец изучает экономические и правовые условия, в которых ему предстоит работать, а также своих конкурентов.
• Обеспечивается координация всей деятельности фирмы.
• Появляется возможность прогнозировать кризисы и нередко избегать их.
Стратегическое планирование может осуществляться владельцами (владельцем) фирмы, профессиональными менеджерами или теми и другими вместе. Когда человек продвигается вверх по служебной лестнице в розничной торговле, важным показателем его эффективности и делового потенциала является то, принимает ли он на себя долю ответственности за планирование, увеличивается ли эта доля по мере карьерного роста, каковы результаты такого планирования. Даже в сфере "семейного бизнеса" большинстве фирм, демонстрирующих высокие темпы роста, имеет стратегические планы.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1. Определение миссии и целей организации.
2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
3. Выбор стратегии.
4. Реализация стратегии.
5. Оценка и контроль выполнения.
Этапы планирования и реализации стратегии розничной торговли взаимозависимы Чаще всего фирма начинает процесс планирования с разработки общего плана, который детализируется и становится все более конкретным по мере прояснения тех или иных возможностей, а также их вероятных результатов. Далее мы подробно рассмотрим все этапы разработки всесторонней интегрированной стратегии розничной торговли.
Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия общенационального, регионального уровня различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржа, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т. п.).
Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности.
Дистрибьютор - фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.
Анализ ситуации (situation analysis) — это беспристрастная оценка благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться существующая или будущая розничная компания. Анализ ситуации должен дать ответы на два вопроса общего характера — каково текущее положение фирмы и в каком направлении ей следует двигаться. Для розничного торговца проанализировать ситуацию — это значит, руководствуясь миссией своей организации, оценить различные варианты формы собственности и управления, а также выбрать категорию товаров или услуг, которые он собирается продавать.
Чтобы стратегия розничной торговли была успешной, в ней должны учитываться возможные изменения экономической ситуации и предусматриваться механизмы адаптации к ним. Поэтому в хорошей фирме полностью анализируют все благоприятные возможности и вероятные угрозы. Возможности — это благоприятные ситуации на рынке, которыми еще не успели воспользоваться другие розничные торговцы. Компания Ikea добилась успеха, поскольку первой предложила потребителям широчайший выбор мебели по более низким ценам (т.е. со значительными скидками). Угрозы — это факторы рынка и внешней среды, которые могут неблагоприятно повлиять на розничных торговцев, если те на них не отреагируют (а иногда, даже если и отреагируют). Например, кинотеатров с одним залом в некоторых регионах практически больше нет, поскольку им нечего было противопоставить "нашествию" кинотеатров, имеющих несколько залов.