Уровень и процесс стратегического планирования развития розничной организации
Чтобы удовлетворить запросы потребителей и опередить конкурентов, фирма должна своевременно улавливать новые тенденции и, вместе с тем, не опережать развитие событий настолько, что потребители окажутся просто не готовы к переменам (к тому же тенденции бывают ложными). Запоздалая реакция может означать упущенную благоприятную возможность, но зато и риск тоже снижается. Занимаясь стратегическим планированием, необходимо учитывать природу рыночных факторов (в плане вероятности некоторых событий и масштаба возможных изменений), их влияние на бизнес данного розничного торговца, а также время, требуемое для адекватного реагирования. Скорость реакции фирмы на новую ситуацию на рынке зависит от того, какая именно часть стратегии этой фирмы потребует соответствующей модификации. Скорректировать ассортимент товаров — например, включить в него какую-нибудь чрезвычайно популярную и модную новинку — можно намного быстрее, чем изменить местоположение фирмы, её стратегию ценообразования или продвижения. Новой розничной компании приспособиться к новым тенденциям гораздо проще, чем существующим фирмам с уже устоявшимся имиджем, действующими договорами об аренде и ограниченной площадью торговых залов.
И хотя рынок создает немало проблем именно для мелких розничных фирм, те из них, кто хорошо подготовились к ведению своего бизнеса, вполне способны выдержать конкуренцию со стороны более крупных фирм. В ходе анализа ситуации розничный торговец, особенно начинающий или размышляющий о серьезном изменении своей стратегии, должен честно и глубоко оценить себя и свои возможности. Конечно, и отдельные люди, и компания в целом должны быть честолюбивыми и настойчивыми, но переоценка своих способностей и перспектив может иметь катастрофические последствия, если в ее результате неправильно выбрано конкретное направление бизнеса, не хватает ресурсов или недооцениваются возможности конкурентов.
Задание 3
Цель задания: выявление практического использования принципов управления.
Содержание задания: проанализируйте состав административных принципов управления, приведенных в табл. 1 и покажите, в чем Вы видите их использование в построении системы управления торговой организации, и их приоритетность.
Таблица 1. Принципы классической или административной школы управления (Анри Файоля).
Принцип |
Содержание принципа |
1.Разделение труда |
Специализация работ для эффективного использования труда работающего. |
2.Полномочия и ответственность |
Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы. |
3.Дисциплина |
Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины. |
4.Единоначалие |
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником. |
5.Единство действий |
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану. |
6.Подчиненность личных интересов |
Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами. |
7.Вознаграждение |
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу. |
8.Централизация |
Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией. |
9.Скалярная цепь |
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»). |
10. Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте. |
11.Справедливость |
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи. |
12.Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу. |
13.Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ. |
14.Корпоративный дух |
Гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»). |