Исследование объективных условий делегирования полномочий руководителем Администрации города-курорта Железноводска
Сегодня руководитель Администрации города-курорта Железноводска не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем и необходимые для этого права конкретным подчиненным.
Распределение задач (заданий) между исполнителя в Администрации осуществляется путем передачи им определенных обязанностей, которые они должны выполнять, и вместе с тем – определенных прав, без которых они эти задачи (задания) выполнить не смогут. Процесс такого распределения обязанностей и прав, ответственности и полномочий по уровням управления называется делегированием полномочий.
В Администрации города-курорта Железноводска, прежде всего руководитель делегирует обязанности подчиненным по выполнению определенного круга задач. Тем самым устанавливает ответственность подчиненного за результаты их выполнения перед ним. В зависимости то результата следует вознаграждение или наказание.
Принимая полномочия, работник Администрации города-курорта Железноводска, принимает на себя и ответственность иного рода – ответственность за правильное применение этих полномочий, не нарушая их пределов. Если работник Администрации города-курорта Железноводска допускает выход за эти пределы, то может быть обвинен в «превышении должностных полномочий».
Но, несмотря на то, что руководитель Администрации вместе с частью полномочий делегирует подчиненному ответственность, он все равно несет полную ответственность в объеме, соответствующем полному объему его собственных полномочий.
Обычно руководитель Администрации города-курорта Железноводска передает линейные полномочия, то есть непосредственно к заместителю и далее – к другим подчиненным.
Обычно руководитель Администрации делегируются следующие виды полномочий:
· решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают;
· осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировка первичных выводов, написание различных проектов), носящую в большинстве случаев рутинный характер, но, тем не менее, позволяющую продемонстрировать свои способности;
· присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.
В то же время, ни при каких обстоятельствах руководитель Администрации не делегирует решение проблем, связанных с выработкой политики и стратегии; особо важных и срочных; предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных вопросов; поощрение и наказание сотрудников (только выработка для этого нормативов).
Процесс делегирования полномочий обычно тщательно планируется отдельно по каждой задаче. При необходимости разрабатываются графики работы и контроля и создаются инструкции, определяющие границы ответственности. Подчиненные заблаговременно знакомятся с этими документами и могут вносить в них предложения и поправки.
Контроль над осуществлением полномочий возложен на самих исполнителей с периодическим информированием руководителя, осуществляться последним в обычном режиме, быть специальным в отношении отдельных моментов (тогда имеет место так называемое выборочное делегирование). При необходимости постоянного сплошного контроля полномочия не делегируются. В целях оперативного решения текущих вопросов, руководствуясь Уставом Администрации города, руководитель Администрации города-курорта Железноводска делегирует:1. Первому заместителю главы администрации по городскому хозяйству полномочия по рассмотрению и подписанию Постановлений и распоряжений главы администрации города Железноводска: