Обоснование конкурентной стратегии предприятия
Статус предприятия:
Новички (Коммутанты) – стратегия текущая, все что попадает, всеядные.
Пионеры (эксплеренты) – предлагают что-то новое, диверсификация.
Претенденты (виоленты) – специализируются по сегментам рынка.
Лидеры (патиенты) – интеграция в сектора, отрасли.
Цели:
Приближение к потребителю – формирование клиентской сети.
Гибкое реагирование – ориентация на спрос, привлекательность рынка.
Инновационное управление – повышение квалификации персонала, вплоть до замены работников научными кадрами и создания венчурных предприятий (отделение предприятий, занимающихся разработкой инноваций).
Опережение в нововведениях – внедрение новых технологий, товаров (Прокртор).
Специализация в сегментах рынка – обеспечение запросов клиентов (спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью).
Опережение в обслуживании – сервис, качество, гарантии.
Лидерство в секторе рынка – индивидуальный подход для каждого сегмента рынка (множественная сегментация).
Опережение в цене – массовое низкозатратное производство.
Задание 2
Постановка задачи.
Донецкая швейная фабрика расширяет производство и налаживает выпуск одежды для детей. Продукция реализуется по прямым каналам сбыта через сеть магазинов «Детская одежда». Предприятие использует стратегию опережения в цене (8) – за счет массового выпуска продукции и низкозатратного производства. Основную конкуренцию на рынке детской одежды представляют товары из Азии и России. Предварительно выполнен прогноз спроса и доходности предприятия на апрель-май 2002 года.
В условиях высокой конкурентоспособности и низкой покупательской способности населения предусматривается выпуск детской одежды в ассортименте 600 детских костюмов и 1975 платьев.
В условиях низкой конкурентоспособности и высокой покупательской способности – 1000 костюмов и 625 платьев.
Затраты на единицу продукции составляют:
для костюмов – 27 у.д.е.
для платьев – 8 у.д.е.
цена реализации прогнозируется на апрель-май:
для костюмов – 48 у.д.е.
для платьев – 16 у.д.е.
Задача:
обосновать выбор оптимальной стратегии предприятия на рынке детской одежды по критерию мах. величина среднего дохода.
определить объем производства при расширении предприятия с условием полной реализации готовой продукции.
Данная постановка задачи относится к «играм с природой».
Алгоритм решения
Шаг 1. Устанавливаются чистые стратегии участников игры.
Теория игр:
Антагонистические
Игры с природой (конкуренция)
Игры с нулевой суммой
Игры с обучением (деловые игры)
Ситуационные игры (изменение ситуации во внешней среде).
1-й игрок (Дон.швейн.ф-ка) – располагает двумя чистыми стратегиями:
А – ориентирована на высокий уровень конкуренции и низкую покупательскую способность населения;
Б – ориентирована на низкую конкуренцию и высокую покупательскую способность.
2-й игрок (конкуренты) – использует тоже две чистые стратегии:
В – высокий уровень, низкие цены и выручка;
Г – низкий уровень конкуренции с высокой ценой и выручкой.
Шаг 2. Определяется уровень дохода. Рассматриваем предприятие при различном сочетании стратегий.
Сочетание стратегий А – В
Ожидаемый доход ДА,В=600(48-27) + 625(16-8)–(1975-625)х8=6800 у.д.е.,
где (1975-625) – потери предприятия, связанные с производственными затратами и недополучением доходов при сбыте продукции (остатки на складе).
Сочетание стратегий А и Г
ДА,Г=600(48-27) + 1975(16-18)=28400 у.д.е.
Сочетание стратегий Б и В
ДБ,В=1000(48-27) + 625(16-8)=26000 у.д.е.
Сочетание стратегий Б и Г
ДБ,Г=600(48-27) + 625(16-8) – (1000-600)х27=6800 у.д.е.
где (1000-600) – часть произведенных костюмов, которые не будучи реализованы из-за низкой покупательской способности населения.
Шаг 3. Формируется платежная матрица с учетом уровня доходов предприятия при различном сочетании стратегий игроков.
Форма платежной матрицы. Основной метод обоснования какого-либо рода:
статистический (макроэкономический анализ для выявления основных проблем и для подтверждения актуальности и предлагаете решение).
расчетно-аналитические методы используют для систем – данные с достаточной достоверностью используют платежную матрицу или сочетание стратегий или факторы рынка… возможно решать с помощью теории вероятности.
Шаг 4. Платежная матрица преобразуется в векторную форму.
где Д – ожидаемый доход (вектор)
первая строка – соответствует стратегии А предприятия
вторая строка – соответствует стратегии Б
тоже по графам.
Шаг 5. Выполняется оптимизация смежных стратегий игроков по критерию – максимальный средний доход предприятия.
Обозначается через х – частоту применения предприятия стратегии А.
Тогда (1-х) – частота применения стратегии Б.