Разработка основных направлений инвестиционного проектирования в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ"
Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ" является:
сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе;
увеличение объема выпуска цемента за счет расширения производственных мощностей предприятия.
Поэтому основными направлениями инвестиционных проектов рекомендуется выбрать следующие:
1. Установка газопровода для перевода производства на природный газ
2. Закупка оборудования для расширения действующего производства на базе неиспользованных производственных мощностей.
Экономия топлива имеет существенное значение в себестоимости цемента в связи с высоким удельным весом этих затрат в себестоимости цемента (37,9%). В качестве топлива на технологические цели (обжиг клинкера) в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ" используется мазут. Применение природного газа по сравнению с применяемым мазутом в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается минералогический состав клинкера и качество цемента, улучшается режим работы и удлиняется срок службы оборудования, возрастает его производительность, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, специальная транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к существенному снижению себестоимости цемента. Кроме того значительно повышается культура производства, так как газ обладает исключительно ценными качествами, каких нет у мазута: бесшумно горит, не образует дыма, копоти, золы и сажи.
В результате перевода цементного завода на природный газ сокращается не только удельная норма расхода топлива, но и его цена. Чтобы установить, как изменились в связи с этим затраты топлива на 1 тонну цемента, нужно разность между нормой расхода природного газа (N1) и нормой расхода мазута (N0) умножить на цену мазута (Ц0), а разность между ценой природного газа (Ц1) и ценой мазута (Ц0) - на норму расхода природного газа (N1), затем полученные результаты суммировать:
∆МЗт = ∆МЗт (N) + ∆МЗт (ц); (14)
∆МЗт (N) = (N1 - N0) * Ц0; (15)
∆МЗт (ц) = (Ц1 - Ц0) * N1. (16)
Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат топлива на 1 тонну цемента приведен в табл.9.
Расчет влияния факторов на сумму топливных затрат на 1 тонну цемента
Материал |
Затраты на мазут |
Затраты на природный газ |
Отклонение (+/-) | |||||||
Удельный расход |
Цена единицы, руб. |
Сумма на единицу, руб. |
Удельный расход |
Цена единицы, руб. |
Сумма на единицу, руб. |
Общее (гр.7-гр.4) |
В том числе за счет | |||
нормы (гр.5- гр.2) ×гр.3 |
цены (гр.6- гр.3) ×гр.5 | |||||||||
топливо |
0, 200 |
606,5 |
121,3 |
0,182 |
550 |
100,1 |
-21,2 |
-10,9 |
-10,3 | |
Данные таблицы 9 показывают, что при переводе цементного завода с мазута на природный газ затраты топлива на 1 тонну цемента сокращаются на 21,2 руб. или на 17,5% (21,2/121,3 9 100),
в том числе:
за счет снижения удельной нормы расхода на сумму 10,9 руб. или на 9% (10,9/121,3 * 100),
за счет снижения цены на сумму 10,3 руб. или на 8,5% (10,3/121,3 * 100).
Однако общая экономия топливных затрат на 1 тонну цемента должна быть уменьшена на сумму дополнительных затрат, связанных с амортизацией и содержанием газопровода:
Эм = ∆МЗт - Зд/V, (17)
где V - объем выпуска продукции в натуральном выражении.
В стоимость мазута вошли затраты, связанные с его хранением и доставкой. Расчет дополнительных затрат на амортизацию газопровода приведен в таблице 10.