Проектирование внутренней среды ОАО "ЗГО"
Структура ОАО "ЗГО" включает в себя три основных цеха, вспомогательные участки и службы, а также заводоуправление.
Цех №1: цех по производству товаров народного потребления, тары для упаковки изделий выпускаемых заводом, а также столярные изделия для капитального строительства и ремонта жилого фонда.
Цех №2: основной машиностроительный цех, состоящий из: литейного, механического, сборочного, термического, сварочного и заготовительного участков. Основная продукция: породопогрузочные машины ПП-Н-1, ППН-1с, перегружатели ПСК -1, буровые установки СБКН -2м, 2УБН -2П, запасные части, чугунное, стальное и цветное литье.
Цех №3: механосборочный цех, состоящий из механосборочного, кузнечно-штамповочного и термического участков. Цехом изготавливаются такие изделия, как пневмодвигатели ДАР, буровые коронки К-100В, запасные части к тракторам С-100, заготовки, паковки и металлоконструкции.
Вспомогательные участки и службы: инструментальный участок, отделы главного механика и энергетика, грузовая служба и центральная заводская лаборатория.
Управление заводом осуществляется отделами: конструкторский, технологический, плановый, производственный, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, отделы снабжения и сбыта, ОТК, служба техники безопасности, отдел кадров и канцелярия.
Сейчас структура завода включает в себя шесть основных участков: участок товаров народного потребления, механосборочный участок, литейный участок, заготовительный и деревообрабатывающий участки, подчиняющиеся отделу основного производства, а также отдел подготовки и обслуживания производства, транспортный участок, ремонтно-строительный участок.
Успех или провал предприятия связан не столько с конъюнктурой, сколько с качеством его менеджмента, то есть с точностью стратегических направлений и с эффективностью их внедрения. Диагностика менеджмента, основная поставленная проблема – это проблема оценки компетенции руководства предприятия. Нельзя ограничиваться только анализом сильных – слабых экономических, технических, социальных сторон, без подъема на высший уровень – генеральной дирекции. Надо отметить, что нет нормативно-справочной модели (методов и стиля), позволяющей сравнением оценить силы и недостатки управления.
Соответствие менеджмента в целом означает адекватность стилей управления, методов планирования и контроля управления, организации, призванию предприятия, его проблематике и стратегии. В зависимости от природы его деятельности, возраста, темпов роста, размера и применяемых стратегий, стили внедрения и методы управления могут больше или меньше подходить предприятию. Не управляют одинаково малым и средним предприятиями, применяющими инновации или большим механизированным предприятием.
Руководство предприятия ответственно за общие результаты, полученные предприятием, однако желательно использовать синтезированные показатели, чтобы измерить "менеджерские достижения". Невозможно определить универсальные показатели достижений руководителя.
Для частного промышленного предприятия, каким является ОАО "ЗГО", действующего на конкурентном рынке, классификация целей может быть следующей:
· финансовая рентабельность,
· положение на рынке,
· техническая оснащенность,
· уровень занятости.
Чтобы проектировать внутреннюю среду предприятия необходимо решать следующие задачи:
· Организовывать финансовую работу в хозяйствующем субъекте.
· Разрабатывать прогнозы и проекты прямых, венчурных и портфельных инвестиций, выполнять необходимые к ним расчеты, оценивать альтернативные варианты вложения капитала с учетом степени риска и размера дохода; выбирать оптимальные варианты.
· Разрабатывать проекты перспективных и текущих (годовых, а при необходимости квартальных) финансовых планов, планов поступления и расходования иностранной валюты, доводить показатели этих планов до подразделений хозяйствующего субъекта.
· Принимать участие в разработке бизнес-плана (в части финансовых показателей) хозяйствующего субъекта.
· Принимать участие в разработке финансовых нормативов (нормативы оборотных средств по видам сырья, материалов, других товарно-материальных ценностей, нормативы затрат и т.п.).
· Определять показатели коммерческого расчета и внутрихозяйственного подряда. Рассчитывать их величину. Доводить эти показатели до исполнителей. Осуществлять совместно с другими службами аппарата управления организацию коммерческого расчета и внутрихозяйственного подряда.