Уровни управленческой информации
В практике управления можно использовать три уровня управленческой информации:
административно-управленческий уровень (директор и его заместители);
уровень коллективно-коллегиального управления (педагогический и методический советы, методические объединения);
уровень ученического самоуправления.
Каждому из этих уровней соответствует свой, вполне определенный набор необходимой управленческой информации на основе принципа оптимальной достаточности. При разноуровневой организации потоков управленческой информации одна и та же информация может быть внутренней по отношению к одному уровню и внешней по отношению к другому.
Вариант организации основных потоков управленческой информации.
Уровень |
Внешняя регламентирующая информация |
Внутренняя регламентирующая информация |
Координатор |
Административно-управленческий |
Законы и нормативные акты, приказы и распоряжения управления образования, предписания инспектирующих органов |
Устав, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения, решения педагогического совета, результаты внутришкольного контроля |
Директор |
Коллективно-коллегиальный |
Законодательные и нормативные акты |
Устав, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения, решения педагогического совета, методических объединений |
Уполномоченный представитель трудового коллектива |
Ученическое самоуправление |
Локальные акты, решения педагогического совета, администрации |
Решения конференции обучающихся, собраний обучающихся |
Уполномоченный представитель ученического коллектива, заместитель директора |
Функциональная классификация видов управленческой информации.
Вид управленческой информации |
Управляющая подсистема |
Управляемая подсистема |
Оперативная (ежедневная, ежемесячная, по итогам проверок, полугодия) |
Выявление наметившихся отклонений в управлении (невыход отдельных работников, нарушение дисциплины, должностных инструкций, аварийные ситуации, распоряжения УО, результаты контроля) |
Своевременная реакция на управленческие решения (изменения в расписании, приказы, распоряжения, решения родительских собраний, результаты деятельности обучающихся) |
Стратегическая (тематическая и итоговая) |
Анализ результатов учебного года, итоговой аттестации, реализация учебных программ, директивные документы |
Анализ результатов учебно-воспитательной работы за год, результаты аттестации кадров, решения педагогического и методического советов |
Процесс управления можно представить как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях его перевода на более высокий уровень.
Критерии и показатели качества управленческих структур определены в таблице (см. Приложение 1).
Нарушение в применении воздействующих (управленческих) решений приводит к нарушению коммуникативных связей системы управления, к частичному или полному выходу управляемой системы из-под управляющего воздействия. В этом случае информационно-аналитическая деятельность превращается в констатирующую, перестает быть управляющей и теряет свою целесообразность.
Структура управления ДЮСШ "Самбо и Дзюдо" представлена пятью уровнями (см. Приложение 2). Каждый уровень дает возможность уполномоченным лицам самостоятельно проводить сбор, хранение, обработку и систематизацию оптимизированной для своего уровня управленческой информации, сообщая "наверх" только наиболее значимую, показательную ее часть, а также результат ее аналитической обработки.