Решение проблем совершенствования труда руководителей АТДП БПС
Например, I группа – установочные критерии эффективности – идентифицируется следующим набором критериев:
1.1.Определение проблем;
1.2.Формирование замысла;
1.3.Формирование целей;
1.4.Выбор системы управления;
1.5.Выбор вида управления (в основе характер решаемой ситуации или вопроса);
1.6.Выбор модели функционирования системы;
II группа – приоритетные – соответственно:
2.1.Постановка задач;
2.2.Квалификация и профессионализм персонала;
2.3.Организация системы;
2.4.Методы управления;
2.5.Культура управления;
2.6.Техника управления;
2.7.Повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
2.8.Полнота и достоверность информации;
2.9.Условия труда;
2.10.Распределение и выполнение управленческо-производственных функций;
2.11.Определение принципов функционирования системы;
2.12. Использование ресурсов (трудовых, финансовых, временных, информационных, методологических, материально-технических);
2.13. Определение перспективных направлений деятельности;
2.14.Финансовые затраты на содержание управляющей системы;
2.15.Экономия живого и овеществленного труда.
III группа – общие – соответственно:
3.1.Системность организации системы и ее частей;
3.2 Численность персонала;
3.3.Обработка технологий;
3.4.Исключение промежуточных структур;
3.5.Организация труда;
3.6.Анализ, поиск и подтверждение закономерностей.
IV группа – частные или дополнительные – соответственно:
4.1.Конкретизация содержания труда;
4.2.Распределение на служебно-должностные группы;
4.3.Разработка решений по управляемым разделам деятельности;
4.4.Подготовка, запуск и реализация процесса управления;
4.5.Делегирование обязанностей и полномочий;
4.6.Заинтересованность.
V группа – интегрированные – соответственно:
5.1.Компетентность управления;
5.2.Оперативность управления;
5.3.Эффективность управления.
При этом в качестве диалектико-согласующих, общеинтегрированных или унифицированных критериев показателей эффективности управленческой деятельности, естественно, будут выступать рационализация организации и качество.
В обобщенном виде группы критериев могут быть охарактеризованы определенным набором критериев-признаков, число и содержание которых, как их характеризующие признаки-показатели, будут в той или иной степени варьироваться в зависимости от методологического направления оценки эффективности управленческой деятельности. В частности по логико-управленческому направлению установочная группа критериев эффективности может быть охарактеризована такими признаками:
1.1.Определение проблем:
1.1.1.Актуальность;
1.1.2.Значимость;
1.1.3.Разрешимость;
1.1.4. Обусловленность;
1.1.5.Прогнозируемость.
1.2.Формирование замысла:
1.2.1.Информационность;
1.2.2.Коллегиональность;
1.2.3.Конкретность;
1.2.4.Реальность;
1.2.5.Убежденность;
1.2.6.Доступность понимания подчиненными;
1.2.7.Перспективность;
1.2.8. Комплексность.
1.3.Формирование целей;
1.3.1.Своевременность;
1.3.2.Конкретность;
1.3.3.Контролируемость;
1.3.4.Структуризованность;
1.3.5.Масштабность;
1.3.6.Уровневость;
1.3.7.Продоложительность;
1.4.Выбор системы управления:
1.4.1.Динамичность;
1.4.2.Рациональность;
1.4.3.Полноценность;
1.4.4.Стабильность;
1.4.5.Адекватность;
1.4.6.Перспективность;
1.4.7.Надежность;
1.4.8.Адаптивность;
1.4.9.Затраты времени на выполнение отдельных управленческих операций и процесса управления в целом;
1.5.Выбор вида управления (в основе характер решаемой ситуации или вопроса):
1.5.1.Оперативность;
1.5.2.Ситуационность;
1.5.3.Стратегичность;
1.5.4.Проблемность;
1.6.Выбор модели функционирования системы:
1.6.1.Доступность;
1.6.2.Ресурсоемкость;
1.6.3.Преемственность;
1.6.4.Качество;
1.6.5.Региональная целесообразность;
1.6.6.Экономичность.
Следовательно, в отношении управляемой системы необходимо применять комплексный подход к выбору критериев признаков (с учетом их дифференцированности по методологическому направлению оценки эффективности), которые могут быть определены в соответствии с целями и задачами, выбранной философией управления в конкретный отрезок времени и реальными условиями деятельности системы или ее подсистем. И тогда задача управляющей системы заключается в обеспечении заданного варианта критерия или комплекса совпадающих критериев. Применение комплексного подхода обеспечит рационализацию управленческого процесса.[5]