Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий
Уровень управления
− часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.
В менеджменте определены три основных уровня управления.
Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу)
1. Технический уровень
- ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производительной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.
2. Управленческий уровень
- координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, разработка и выполнение производственных программ и бюджетов.
3. Институционный уровень
- разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разнообразным переменам, регулирование взаимоотношений с окружающей средой.
Иерархия управления
Три основных уровня менеджеров
Менеджеры нижнего звена
.
Функции
· осуществление контроля выполнения производственных заданий;
· непосредственное руководство рабочими, сотрудниками;
· соблюдение требований технологических процессов и техники безопасности;
· обеспечение информацией руководителей высшего уровня о выполнении производственных заданий.
Ответственность
· непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, энергии, оборудования;
Особенности
· напряженность;
· разнообразие действий;
· частые перерывы;
· переход от одного задания к другому;
· короткое время для принятия и выполнения решений;
· много общения с руководством и коллегами.
Менеджеры среднего звена
Функции
· координация и контроль деятельности менеджеров нижнего звена;
· разработка производственных программ и планов;
· подготовка информации для принятия решений высшими менеджерами;
· обеспечение связи между менеджерами высшего и нижнего уровней.
Ответственность
· эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения.
Особенности
· значительные отличия для разных организаций;
· участие в принятии решений высшими менеджерами;
· работа с документами;
· ведение бесед;
· участие в заседаниях;
· устное общение.
Менеджеры высшего звена
Функции
· стратегическое управление организацией;
· формирование корпоративной культуры;
· общее руководство организацией.
Ответственность
· конкурентные позиции организации;
· достижение организацией своих целей;
· выплата дивидендов акционерам.
Особенности
· деятельность не имеет четкого завершения;
· напряженный и длинный рабочий день;
· общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками.
Менеджеры − это руководители, имеющие непосредственно подчиненных им работников.
Типы менеджеров по уровням управления
Уровень управления |
Тип менеджера |
Основные задачи менеджеров |
Высший |
Руководитель организации и его заместители |
Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой |
Средний |
Руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням |
Координация работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями |
Нижний |
Руководители, не имеющие в подчинении руководителей |
Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования |
Задачи и роли менеджеров
Общие задачи менеджеров:
· Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
· Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
· Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными, как в прямом, так и в обратном направлении.