Уровни управления. Менеджер – профессиональный управляющий
· Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
· Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
· Проведение собраний, совещаний и участие в совещаниях.
· Работа с документами.
· Самоменеджмент: установление личных ценностей, целей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.
Десять ролей менеджера
Роли |
Целевая направленность |
Образец для подражания |
Построение межличностных отношении |
Лидер | |
Интегратор | |
Собиратель информации |
Построение информационных систем |
Распределитель информации | |
Представитель | |
Предприниматель |
Принятие управленческих решений |
Менеджер кризисных ситуаций | |
Распределитель ресурсов | |
Ведущий переговоры |
Все эти роли определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации. Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.
Описание ролей менеджера
Роль |
Описание |
Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей. | ||
Межличностные роли | ||||
Образец для подражания |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы; действия, обязываемые положением; ходатайства. | ||
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Все управленческие действия с участием подчиненных. | ||
Интегратор |
Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги |
Переписка; участие в совещаниях на стороне; другая работа с внешними организациями и лицами. | ||
Информационные роли | ||||
Собиратель информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, использует информацию в интересах своего дела; выступает как «нервный центр» внешней и внутренней информации, поступающей в организацию |
Обработка почты; осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки и т.д.). | ||
Распределитель информации |
Передает информацию членам организации, полученную из внешних источников или от других подчинённых. Часть информации носит фактический характер, другая часть требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации; вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы и т. д.). | ||
Представитель |
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли |
Участие в заседаниях; обращение через почту; устные выступления; передача информации во внешние организации и другим лицам | ||
Роли, связанные с принятием решений | ||||
Предприниматель |
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами; разрабатывает проекты по совершенствованию организации, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии; обзоры ситуации, которые включают инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности. | ||
Менеджер кризисных ситуаций |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы. | ||
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что сводится к принятию или одобрению всех значительных решений организации |
Составление графиков; действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов; программирование работы. | ||
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров | ||